занимает выжидательную позицию. В Ачинском, Красноярском, Омском и др. округах края были случаи при попытках ареста вернувшихся с ссылки кулаков органами ОГПУ, милиции организованного выступления крестьян всех социальных прослоек, руководимых оставшимися кулаками, и верхушек деревни с требованиями оставить кулаков на месте, а в иных случаях даже имели место категорические протесты против возвращения кулаков в ссылку, а в особенности жен и детей. Сибкрайадмуправ-ление приняло целый ряд мер, и ведется борьба с побегами переселенцев как по линии комендатур, так и по линии карательных санкций.
VI. ПЕРСПЕКТИВЫ ДОВСЕЛЕНИЯ на 1930—1931 годы
Неполучение до сего времени полных сведений о хозяйственном устройстве поселенных уже сибирских кулаков, неимение в нашем распоряжении продфондов, занаряженных центром для российских кулаков, полное отсутствие до сего времени сельскохозяйственного инвентаря побудили нас, как указано выше, разместить всю свободную рабсилу на временных работах в хозорга-низациях. Имея, однако, в виду необходимость освоения в районах северной части Сибири возможность развития скотоводства, лесных разработок и разных других промыслов, следует включить в нижеследующие районы план расселения западных кулаков:
1. Ачинский округ (Кето-Чулымский район) располагает вполне благоприятными почвенными условиями, имеет судоходную связь по Чулыму с г. Ачинском, в районе комендатуры имеется огромное количество гарей, легко поддающихся раскорчевке, особенности этого района вполне благоприятствуют развитию сельского хозяйства, пчеловодства, охоты, лесных разработок (лесохимические промыслы). В означенный район можно вселить в 1930/31 г. 4500 семейств.
2. Канский округ: в Оночунском районе имеются участки удобной пахотной земли и возможность их увеличения за счет раскорчевки гарей, имеются огромные массивы леса и возможность сплава. Возможность развития кустарного промысла по выработке тележных колес, саней, тары и проч. Благоприятные условия для развития охоты, кролиководства, пчеловодства, скипи-дарно-смолистого производства, сбора грибов, орехов. В этот район можно вселить до 6000 семейств.
196
Тасеевский район Канского округа обладает примерно аналогичными условиями с Оночунским районом. В этот район можно вселить до 2000 семейств, всего, таким образом, комендатуры Канского округа могут вместить до 8000 семейств.
3. Красноярский округ, возможно вселение в районы нижнего Енисея: Курейка, Порт, Игарка и Усть-Порт — 2000 семейств, которые будут заняты на постоянных работах на предприятиях Комсеверопути (разработка графита, лесопромышленность, рыбно-консервное производство).
VII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Имея в виду, что разрешение задач административно-хозяйственного устройства спецпереселенцев в значительной степени зависит от успешного проведения мероприятий, намеченных нашим проектом по управлению поселками, просим этот проект утвердить, придав ему силу законодательного акта по разделам, содержащим пункты: а) о сформировании в составе адморганов комендатур и комендантских отделов и о передаче первым (комендатурам) прав местных советов на территории поселков; б) о сформировании при соответствующих исполкомах специальных комиссий для рассмотрения аттестационных материалов и ходатайств поселенцев о восстановлении в правах гражданства по истечении определенного срока поселения; в) о присвоении комендатуры прав хозяйственных организаций (не состоящих на госбюджете) .
2. В целях обеспечения строительства поселков необходимыми материалами просим НКВД понудить соответствующие хозяйственные организаций к выполнению нарядов НКТорга на строительные материалы.
3. Имея в виду образовавшийся хлебно-продовольст-венный и семенной дефицит комендатур, определяемый в размере 12 098 тонн, или 744 000 пудов, просим содействовать включению этой цифры в продфуражный баланс НКТорга по нашим заявкам.
4. Имея в виду, что неопределенное положение с переброской семей украинских кулаков лишает нас возможности планировать хозустройство этой части поселенцев, просим возможно ускорить разрешение этого вопроса.
5. Отмечая недостаточность кредитов на закупку лошадей... и развитие животноводства... просим довести цифру безвозвратного кредита до суммы... и увеличить
197
долгосрочный кредит до цифры... обоснованные расчеты представим дополнительно.
6. Обращая В[аше] внимание на то, что освоение районов комендатур крайне затрудняется отсутствием путей сообщения, просим удовлетворить наши заявки на финансирование дорожного строительства (расчеты представим дополнительно).
Начальник крайадмуправления Сибкрая СКРИПКО
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 45—63. Заверенная копия
ИНСТРУКЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ СПЕЦПОСЕЛКАМИ , И ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРУДА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
2 августа 1930 г. Утверждено краевой комиссией по расселению и устройству кулаков
ИНСТРУКЦИЯ КОМЕНДАНТАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ КУЛАЦКИМИ ПОСЕЛКАМИ 2-й КАТЕГОРИИ
Общие положения
1. Население кулацких поселков 2-й категории не обладает избирательными правами, лишено прав самоуправления, управляется комендатурами, во главе которых стоит комендант, назначаемый СКАУ по согласованию с райисполкомом.
2. Комендант на территории комендатуры пользуется правами райисполкома.
3. В целях успешного выполнения комендантами обязанностей по административному, финансово-хозяйственному и социально-культурному устройству населения кулацких поселков из штатного состава комендатуры назначаются комендантом уполномоченные (участковые инспектора) для каждого отдельного поселка, подчиняющиеся коменданту во всех отношениях.
*
Суммы кредитов в документе не указаны.
198
4. Правовое положение населения кулацких поселков определяется временным "Положением" о таковых.
5. Права и обязанности коменданта в области управления кулацкими поселками в административном, хозяйственном и социально-культурном отношениях следующие.
I. В области административного устройства
6. Комендант ведет списочный учет населения поселков (тылоополченцев в возрасте от 18 до 45 лет52 и лиц от 18 до 50 — для трудгужповинностей), карточный учет всего населения поселков по данным уполномоченных и суммарный учет данных, отраженных в индивидуальной карточке расселенца и формах, требуемых регулярной отчетностью СКАУ (согласно особой инструкции).
7. Организует через уполномоченных наблюдение, охрану, контроль за населением поселка в целях недопущения побегов и самовольных отлучек.
8. Выдает разрешения на право выезда или отлучки в пределах комендатуры в случае признания необходимости такового.
9. Выдает документы на предмет возвращения к прежнему месту жительства по получении уведомления краевой комиссии о восстановлении в избирательных правах или исключений из списков как неправильно окулачен-ных, а также в результате решения аттестационной комиссии, признавшей возможным восстановление расселенца в избирательных правах с предоставлением права обратного возвращения на родину.
10. Организует группу поселенцев для отправки на отхожие промыслы, на предприятии хоз. организаций по маршруту, указанным СКАУ. Принимает меры к своевременному и полному прибытию людей.
И. В случае самовольной отлучки или побега расселенца принимает меры к розыску и возвращению таковых на прежнее место, уведомляя СКАУ через каждый месяц о числе бежавших, согласно особой инструкции.
12. При задержании бежавших вне района комендатуры комендант может возбудить уголовное преследование с привлечением к ответственности в порядке 1-й ч. ст. 82 УК (согласно особой инструкции).
13. Принимает меры по предупреждению преступлений, ведя негласное наблюдение через уполномоченных и специально организованную осведомительную сеть, с упором на лиц, имеющих наиболее отрицательное
199
прошлое или заподозренных в совершении тех или иных преступлений. Обращает особое внимание на лиц, не могущих примириться с новой обстановкой в силу своей классовой непримиримости. Всем этим лицам ведет особый учет.
14. Борьбу с преступностью осуществляет на основании действующего законодательства и инструкцией НКВД, прокуратуры, СКАУ.
15. Непосредственное расследование всех преступлений, не исключая и контрреволюционных, возлагается на уполномоченных. Комендант лично или через помощника производит расследование лишь наиболее важнейших.
16. Осуществляет надзор и контроль за всеми поступающими от уполномоченных делами и в порядке 1-й и 2-й части ст. 105 УПК54 прекращает, направляет по подсудности с постановлением о предании суду, направляет на доследование уполномоченному или следователю.
17. Доводит до сведения населения поселка о всех законодательных актах, касающихся расселенцев через уполномоченных, наблюдает за проведением в жизнь всех этих положений и ведомственных распоряжений в отношении расселенцев.
18. Комендатуры могут издавать обязательные постановления, издаваемые райисполкомами, а именно:
а) о проведении противопожарных мер;
б) борьбы со стихийными бедствиями;
в) борьбы с эпидемическими заболеваниями;
г) борьбы с эпизоотиями и вредителями;
д) санитарного содержания мест общественного пользования (столовые, чайные, бани, купальни, парикмахерские);
е) ремонта, восстановления и сноса строений или отдельных частей таковых, грозящих обвалом;
ж) охрана лесов, насаждений, лугов, посевов и зелени от хищений, истребления, потравы и проч.;
з) времени и порядка производства торговли;
и) охрана революционного порядка и безопасности, а также государственного и общественного имущества;
к) установление обязательного агрозооминимума в пределах, предусмотренных обязательными постановлениями СКИК.
19. Комендант выносит постановление о наложении адмвзысканий по перечисленным выше постановлениям с карательной санкцией 10 руб. штрафа или двух недель принудительных работ.
200
Организует наблюдение и контроль за изданием обязательных постановлений уполномоченными и налагаемыми ими адмвзысканиями.
20. Разрабатывает планы борьбы со стихийными бедствиями (лесными пожарами, наводнениями, снегозаносами и проч.), организуя через уполномоченных переброску рабочей гужевой силы, их рациональное использование на месте работ.
21. Руководит регистрацией актов гражданского состояния в соответствии с кодексом об АГС и соответствующими распоряжениями НКВД или СКАУ.
22. Осуществляет функции контроля и надзора за выдачей удостоверений личности уполномоченным в соответствии с особой инструкцией СКАУ.
23. Принимает к рассмотрению всякого рода жалобы, направленные непосредственно расселенцами и через уполномоченных.
24. Дает заключения по жалобам, разрешение которых требует санкции СКАУ или вышестоящих директивных органов.
25. Организует через уполномоченных ведение личных дел расселенцев от 18 лет и старше с материалами, характеризующими отношение поселенцев к выполняемым работам. Не менее 4 раз в год производит обследование этих дел. Присутствует на правах члена комиссии по рассмотрению лишенцев в поселках через каждые 3 года.
26. Принимает заявки на выдачу боеприпасов и охотничьего оружия для промысловых целей. Проверяет целесообразность закупки, ведет учет выданного и находящегося на руках у населения оружия.
27. Ведет борьбу с хулиганством, самогоноварением, шинкарством, нищенством, проституцией, наркоманией и др. социальными аномалиями, согласно существующих положений.
28. Не допускает шествий, демонстраций, манифестаций и собраний политического характера, ограничивая собрания вопросами хозяйственно-бытового устройства.
29. Организует наблюдение по содействию розыску пригульного скота уполномоченными.
30. Руководит работой по исполнению уполномочен-' ными исков по гражданским делам по постановлению суда и исполнительным надписям госучреждений (в порядке бесспорного взыскания).
31. Привлекает лиц, заключивших сделки на кабальных условиях, к уголовной ответственности или признает
201
их недействительными в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
32. Оказывает законное содействие всем должностным лицам и организациям.
33. Организует пожарную охрану и наблюдает за выполнением противопожарных и строительных правил.
34. Имеет гербовую печать и штамп.
П. В области хозяйственного устройства
35. Вся хозяйственная жизнь поселков организуется на принципе развития хозяйственной инициативы самих расселенцев.
36. По отдельным хозяйственным вопросам комендатуры могут давать конкретные производственные задания с доведением плана этих заданий до двора, станка и пр. Все работы выполняются расселенцами индивидуально на стимуле личной заинтересованности, причем для большого производственного эффекта расселенцами могут организоваться на добровольных началах трудовые группы, артели, товарищества, рабочие бригады и проч. в составе 10—20 человек, преимущественно из молодежи, выполняющие работы под руководством назначенного из их среды старшего. Настоящие группы, бригады, товарищества, артели имеют целью привитие населению, в особенности молодежи, навыков коллективного сельскохозяйственного и производственного труда и никакими правами самоуправления и юридического лица не пользуются.
37. Исходя из изложенного, комендант всемерно способствует развитию хозяйственной деятельности расселенцев, проявляя собственную инициативу по организации их труда, изысканию наиболее эффективных форм производства.
38. В целях поднятия материального состояния расселенцев организует мероприятия по постройке жилищ, раскорчевке пустошей, осушке болот, организации кустарных промыслов, заготовке ягод, грибов, орехов, развертыванию заводской деятельности (дегтекурение, смолокурение, добыча пихтового масла, кирпичное производство и проч.), организует звероловные, рыболовные промыслы, принимает меры к насаждению пчеловодства, садоводства, огородничества, кролиководства, свиноводства и проч.
39. Составляет производственные планы сельскохозяйственной, заводской и подсобной деятельности, следит
202
за выполнением этих планов уполномоченным, в смысле их осуществления и доведения до двора (станка).
40. Организует на основе разработанных планов меры по прокладке и улучшению дорог, подъездных путей, устройству мостов, гатей и проч. дорожных сооружений силами самих расселенцев на добровольных началах и в порядке трудгужповинности.
41. Руководит в пределах территории комендатуры проведением заготовительных, посевных, семенных и прочих кампаний.
42. Наблюдает за своевременной сдачей товарных излишков государству, привлекая несдатчиков или невы-полнителей производственных заданий к ответственности согласно особой инструкции.
43. Обращает особое внимание на предоставление соответствующих работ лицам, оставшимся без главы семьи, инвалидам и проч. нетрудоспособным, соответственно их физической возможности.
44. Заключает договор с хозорганизациями на доставку рабсилы, направляя туда все неиспользованное трудоспособное население. Следит за соблюдением правил договоров.
45. Выполняет наряды СКАУ на поставку рабсилы, организует команды сопровождения и прочее, согласно указанным маршрутам.
46. Наблюдает за выполнением правил об отпуске леса для нужд расселенцев.
47. Разрешает земельные споры между расселенцами в пределах компетенции РИКа, соответственно с положением о районных земельных комиссиях.
В области финансового управления
48. Объединяет в общую смету комендатуры приходо-расходные сметы поселковых уполномоченных, представляет таковую на утверждение в комендантский отдел СКАУ, копию в райФО для включения в общий свод общерайонного бюджета.
Примечание: Распорядительство спецсредствами остается за комендантским отделом СКАУ.
49. Руководит проведением кампаний по единому сельскохозяйственному налогу и обязательному окладному страхованию, согласно положению НКФ, под руководством РИКов (согласно особым инструкциям).
50. Наблюдение за своевременной сдачей хозорганами отчислений в размере 25 % с общей суммы зарплаты
203
расселенцев, следя за тем, чтобы расселенцы оплачивались не ниже норм, принятых для общегражданского населения.
В области военной
51. Ведет поселенно списки всех граждан мужского пола от 18- до 45-летнего возраста на предмет зачисления в тыловое ополчение.
52. Ведет количественный учет конского состава, упряжи, повозок, согласно действующим на этот предмет правилам.
В области культурно-просветительной и здравоохранения
53. Принимает меры к развитию школьной сети.
54. Проводит в жизнь ликвидацию неграмотности и малограмотности, согласно постановлениям соответствующих органов. При наличии предпосылок, обеспечивающих школьное обучение детей, принимает меры адмвоз-действия на родителей за непосылку в школы, ликбезы и пр. (согласно обязательным постановлениям).
55. Организует избы-читальни, библиотеки, принимает меры к получению и распространению среди населения газет, журналов и проч.
56. Принимает меры к осуществлению нормального обслуживания населения лечебно-санитарной и ветеринарной помощью.
57. Наблюдает за санитарным состоянием селений, в частности за отводом и соответствующей санитарией на кладбищах, скотских могильниках, содержаний колодцев.
58. Принимает меры по предупреждению заразных болезней, немедленно донося на ближайший медпункт о всех случаях начавшихся эпидемических или эпизоотических заболеваниях.
59. Принимает меры к немедленной изоляции заболевшего скота и вызову ветеринарного персонала, за-рытию павших от заразной болезни животных с особыми предосторожностями (согласно ветеринарным правилам).
60. Содействует развитию самодеятельного населения в области обеспечения культурно-просветительных и лечебно-санитарных учреждений необходимыми средствами и материалами.
61. Заботится об организации охраны материнства и младенчества.
204
62. Оказывает содействие и организует помощь нетрудоспособным, инвалидам и проч.
63. То же в отношении пострадавших от стихийных бедствий: пожара, града, эпизоотии и проч.
64. Настоящая инструкция является основным руководством для комендантов, невыполнение ее влечет за собой дисциплинарную, а в надлежащих случаях (ст. 109, ПО, 111 УК) судебную ответственность.
Начальник Сибкрайадмуправления СКРИПКО
Начальник комендантского отдела КОНОПЕЛЬКО
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 202— 204об. Заверенная копия
ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА САМОВОЛЬНЫЕ ОТЛУЧКИ С РАБОТ, ПОСЕЛКОВ И ПОБЕГИ С МЕСТ РАССЕЛЕНИЯ
2 августа 1930 г.
1. Самовольный уход с работ, из поселка без разрешения уполномоченного (уч. инспектора) или района комендатуры без разрешения коменданта, продолжающийся до одних суток, рассматривается как самовольная отлучка, свыше одних суток — как побег с места высылки. Самовольная отлучка, совершенная повторно, рассматривается как побег.
2. За самовольные отлучки с работ или из поселка, за побеги с мест высылки, при задержании бежавших вне района комендатуры местными органами власти могут применяться следующие меры воздействия:
ЗА САМОВОЛЬНЫЕ ОТЛУЧКИ
3. За самовольные отлучки или уходы с работ, равно уход (отлучка) из поселка, участковый уполномоченный или комендант могут применять по их усмотрению к виновным следующие меры воздействия:
а) предупреждение; б) занесение факта отлучки в личное дело; в) зачисление в штрафные команды (бригады) на срок от 3 до 5 суток с назначением на более тяжелые общественные работы, с усилением конвоя, обязательным отчислением 25 % заработка вне зависимости от его размеров, увеличением рабочего дня с 8 до 10 часов; г) при повторных отлучках — зачисление в те же команды на срок от 5 до 10 суток; д) при систематических уходах с работы или отлучках из поселка в зависимости
205
от конкретных обстоятельств дела (в изъятие из п. "г") виновные могут привлекаться к ответственности по 82 ст. УК; е) материалом, достаточным для возбуждения уголовного преследования, является акт коменданта или уполномоченного, представляемый в СКАУ; ж) за время нахождения под судом обвиняемые содержатся в штрафных командах (в соответствии с п. "в") все время, при наличии близости трудколонии направляются в таковую с зачислением содержания за СКАУ; з) после вынесения судебного решения все осужденные снимаются с работ и направляются этапным порядком на дальний север — в Туруханский край (Игарка).
Примечание: Эти положения ст. 3 кулакам должны быть известны.
ЗА ПОБЕГИ
4. В случае совершения расселенцами побега и задержания их за пределами комендатуры без надлежащего разрешения после 24-часовой отлучки из пункта расселения местными органами власти (нач. РАО, уч. инспекторами) могут возбуждаться против задержанных уголовные преследования по 1-й части ст. 82 УК с направлением дел в СКАУ для рассмотрения тройкой ПП ОГПУ.
Примечание: Если побег сопровождался подговором, агитацией, призывом к групповому оставлению поселка, применением насилия, проявлением бандитизма или других уголовно наказуемых деяний, совершенных во время или после побега, квалифицировать по совокупности соответствующих ст. УК, с обоснованным оформлением всех этих обстоятельств для привлечения виновных по соответствующим ст. УК.
5. Под действие вышеупомянутого п. 4 подпадают все кулаки второй категории (мужчины и женщины) в возрасте от 18 лет и старше, кроме категорий и исключений, предусмотренных ниже (п. 6, 7).
ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБРАТНОМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ В МЕСТА РАССЕЛЕНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ К НИМ УГОЛОВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
6. В изъятие из п. 5-го настоящей инструкции не применяется уголовное преследование в отношении следующих категорий расселенцев, бежавших с места высылки (одиночно или в составе семьи) и подлежащих лишь обратному возвращению, после надлежащего устройства
206
в хозяйственном отношении их глав, оставшихся в местах расселения:
а) совершенно нетрудоспособных (стариков, старух, инвалидов); б) женщин с малолетними детьми в возрасте до 12 лет; в) лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Примечание: В отношении этих категорий местными сельсоветами при наличии явной практической нецелесообразности возвращения их на места расселения могут, в изъятие из п. 6-го, в зависимости от конкретных обстоятельств дела выноситься постановления об оставлении на месте с последующим утверждением этих постановлений РИКами.
КАТЕГОРИЯ ЛИЦ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАЩЕНИЮ ПОСЛЕ ПОБЕГА К МЕСТУ ВЫСЫЛКИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ К УГОЛОВНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
7. Не подлежат возвращению к месту высылки и вместе с тем не подлежат уголовному преследованию следующие категории расселенцев, бежавших с мест расселения:
а) дети до 14-летнего возраста при несогласии их следовать с родителями (при групповом бегстве);
б) жены кулаков, выходившие замуж из батрацко-бедняцких семей в силу их экономической зависимости от кулаков и прожившие с ними не больше 2 лет при наличии категорического заявления о нежелании жить с мужьями-кулаками.
8. Конфискованное имущество во всех случаях возвращению бежавшим не подлежит. Возвращается лишь имущество лиц, восстановленных местными комиссиями go утверждению краевой комиссии по пересмотру лишенцев .
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 208— 208об. Заверенная копия
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ КУЛАКОВ 2-Й КАТЕГОРИИ НА СЕВЕРЕ
19 августа 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. Сибкрайздрав
Присутствуют: ПП ОГПУ — Помялов и Булатов Сибздрав — Толстунова СибРПУ — Никитин КрайЗУ — Меркулов
_
Подпись под документом отсутствует.
207
Сибпрокуратура...* СКАУ — Конопелько
Повестка дня:
Доклад о состоянии Кулайской комендатуры. Слушали:
Тов. Белокобыльский. Комиссия по обследованию Кулайской комендатуры и расселенных кулаков установила: высланные кулаки расселены по реке Ягыл-Яг за болотами, от последнего населенного пункта Тарского района хутор Каун 70 с лишним км, а именно — построенная база, не доходя до р. Большой Кулайки 12 км, где должна была бы быть построена по первому указанию, фактически же она построена на устье реки Пулцис, вливающейся в р. Ягыл^Ягу. Расселенные кулаки на правом берегу р. Ягыл-Яг 18 поселков и по левому — 4. Последние весьма на низком месте, в момент весеннего разлива воды заливаются, требуют переброски на другие более сухие места. Постройка произведена: рыбачьи или охотничьи избушки без моху, прорезанные окна, но не застекленные ввиду отсутствия стекла, крыши отсутствуют, забросаны кое-как березовой корой, полы деревянные имеются, но в очень^редких избушках, большинство преобладают земляные '
Почвенный слой по исследованиям на кислотность, по определению специалистом взятых проб по Люблинскому, Борисовскому, Павлоградскому, Исилькульскому и Тарскому районам, по своему качеству пахотно-способ-ный слой и его горизонтов совершенно тождественны, пахотно-способный гумозный слой; а везде равен 2—3 сантиметрам, далее идет слой "а" подзолистого горизонта 5 сант. и постепенно переходит в бурую водонепроницаемую комковую бесструктурную массу, доходящую глубиной до 1—1,5 метра и переходящую в слой сизо-синеватой массы. Установлено, что растительные вещества в виду покрытия их мхом по всему пространству и большого присутствия влаги не превращаются в перегнойный слой, почва, организовавшаяся под моховым покровом, также подвергнута постепенному вымыванию и второй слой является абсолютно бесплодным, что показывает из наблюдения огородных культур, овса, если последние посажены на этом слое, таким образом, почвы слишком
„^Фамилия не указана. Так в тексте.
208
слабы и требуют больших капиталовложений при применении сельского хозяйства, а также и больших раскорчевок стоимостью от 150 до 200 рублей за га, что при длительной и усиленной разработке (раскорчевке) будет получена бесплодная почва, не оправдывающая сельского хозяйства. Всего по приблизительному подсчету возвышенных мест на протяжении всех расселенных пунктов, начиная от базы и кончая самым далеким кулацким выселком Ново-Омского района, на расстоянии 10 км с трудом можно будет насчитать чуть-чуть возвышенных мест 2500 га, остальная часть местности заболоченная и покрыта моховыми рямовыми болотами.
По обследовании произрастающих сельскохозяйственных культур при местах поселения в районах установлены (по прилагаемому гербарию) следующие общие недостатки в росте растений, задержкафв росте на землях, взятых поверхностях вторым слоем , полная закупорка почвы путем образования водонепроницаемой корки; установлено более благополучное произрастание льна, сброшенного по верхнему перегнойному слою, и овса на нальмах, на вспаханных почвах произрастания огородных и сельскохозяйственных культур, как то: капусты, брюквы, моркови, табака и остальных, становились на развитии первых листов, а редис вообще не дает совершенно корнеплода, переходит сразу в чахлый слой, стебель картофеля слишком тонкий, вообще вид растения чахлый, желтый, с предпосылками на гибель.
Торфяно-перегнойных гумозных залежей, возможных для внесения в почву для ее разжижения и удобрения, не обнаружено. И таким путем, почвенный слой, по заклю-, чению специалиста и очевидностей комиссии, для занятия сельским хозяйством, без больших капиталовложений для мелиоративного удобрения не подходящий. Кроме того, та имевшая залесенность, которую мы наблюдали по нашему подсчету в среднем на один гектар приходится от 1,5 до 2 тысяч корней. Лес в большинстве преобладает — береза и осина от 45 до 60 лет возраста.
Климатические условия — в момент нашего прибытия на базу и пребывания там до 16 июля включительно наблюдением установлено: [в ] утренние зори температура доходила до 0°, было несколько инеев, почва в низких местах и до сих пор промерзшая, протаяла не более 1—1,5 метра, а отсюда и получается, что заниматься сельским хозяйством при условиях таких климати
Так в тексте.
209
ческих данных, учитывая вышеизложенные и приведенные факты, слабое произрастание огородных овощей, большую затрату рабочей силы на раскорчевку леса и т.д. хозяйственно не целесообразно.
Побочные промыслы — заниматься охотой, рыбной ловлей, звероловством, добыванием орехов, грибов и других ягод, кроме черемухи, за отсутствием таковых нет никакого основания. Черемухи по берегу реки Ягыл-Яг достаточно. Кроме того, можно заниматься выгонкой дегтя, корня березового достаточно, но в силу отсутствия гужевых и водных путей в летнее время транспортирование в летнее время совершенно невозможно.
К расселению кулаков предназначалось И 600, а на место прибыл 8891 человек, сбежали — 6622 человека, померло — 80 человек, освобождены — 208 человек и осталось на месте к моменту обследования — 1607 человек. Оставшиеся кулаки из себя представляют старые, малые, больные и те, которые предполагают, что они должны будут быть освобождены, на что имеют сведения о восстановлении их в правах голоса.
Оставшиеся на месте кулаки, из нашего наблюдения и данных заключений медицинского фельдшера, находившегося в комиссии, видно, что заболеваемость доходит до 80 % населения, болезнь преобладает желтизна, опухоли, дезинтерия и т.д.
* Смертность их до июля месяца было 80 случаев, с июля, по данным словесным сведениям фельдшера, начало усиленным темпом увеличиваться.
Медицинское обслуживание недостаточно в силу того, что имеется только один фельдшер на всех высланных в Кулайскую комендатуру, в силу чего он не имел возможности частных выездов по расселенным кулакам, а выезд был всего только один, больные в большинстве случаев приходят в амбулаторию и совершенно больные приносятся, медикаменты выдаются за деньги.
Продовольствие* До 1 мая получали по 15 фунтов на члена семьи и 30 фунтов муки на главу семьи . С 1 мая и по сие время за отсутствием муки получают немолотую рожь, мельницы основной не имеют, а имеются ручные, большинство набитые из чугуна вместо жернова мельницы, на которых и производится размол самими же кулаками. Ввиду малоколичественного получаемого пайка для увеличения мешают в муку всевозможные травя-
*
210
Так в тексте.
ные и древесинные суррогаты. Приварка никакого нет. Вместо чая употребляют березовые перегнившие шишки.
На 15 июля натурфонда, т.е. ржи, было 1332 центнера и овса 405 цент, при такой норме, какую выдавали в момент нашего обследования, хватит на 7—8 месяцев.
Фураж — с момента заброски кулаков сена совершенно не было, а был доставлен один только овес, которого выдавали на каждую лошадь по 5 фунтов, кормили лошадей, раскапывая снег, собирали листы. Комендатура же имела часть сена. В данный момент осталось кулацких лошадей 333, а было приведено 2254 штуки, пало — 877, с бежавшими кулаками уведено — 895. Оставшиеся лошади в полном смысле к работе в виду их истощения в весенний и зимний периоды и до сих пор не достаточно исправились. Имевшиеся лошади в комендатуре 50 штук за отсутствием питательных трав поддерживаются овсом.
Административное обслуживание — административно-хозяйственное обслуживание, имея в виду разбросанность на 40 км от базы, кулацкие хозяйства имевшимся штатом в 16 человек вахтеров в полном смысле не охватываются. Кулацкие поселки предоставлены в распоряжение старших, назначенных комендатурой из кулаков; некоторые благодаря непровереннскути их мало к той работе, которая на них возлагается, мало комендатуре помогает, а наоборот, есть такие случаи, что вместо того, чтобы задерживать бегущих кулаков, сами совместно с ними организованным путем уходят в Тевризский район; совершенно отсутствует какой бы то ни был учет кулацкого населения, даже не известно о родившихся и умирающих, записей актов гражданского состояния комендатурой совершенно не ведется, а также и не ведется учета оставленного бежавшими кулаками имущества.
Из 877 павших кулацких лошадей подобраны кожи и свезены на базу, приблизительно 300—350 штук, остальные заброшены.
Совершенно отсутствуют правила внутреннего распорядка для кулаков, с кулаками собраний каких-либо, в смысле чем они должны заниматься, не проводились, а имевшиеся попытки со стороны кулаков организовать рыбную ловлю вниз по реке Ягыл-Яг на 150—200 км, а также и заниматься посевом с целью выезда за болота в Тарский район комендатурой воспрещались. Были случаи в момент бегства кулачества, комендатурой задерживались до 500 человек бежавших кулацких хозяйств, в
211
связи с их неподчинением возвращаться работниками комендатуры принимались репрессивные меры.
Разработкой и раскорчевкой земли земельных участков кулачество совершенно не занималось, а также и не занималось расчисткой дорог, настилом мостов между своими поселками, не говоря уже о связи с районом.
Бежавшее кулачество из-за болот и проявлении их в распухшем и пожелтевшем видом среди населения Тар-ского района и вообще среди тех районов, в которых оно появилось, вело живую агитацию, что, полагаю, ни для советской власти, ни для партии не полезно.
Расселение кулаков, в силу недопонимания хозяйственного их устройства комендатурой, было предоставлено места к расселению, которые совершенно, как,выше было указано, 4 района не пригодные к жилищу . На основании вышеизложенного, имея в виду, что заниматься сельским хозяйством потребуется большая затрата средств (раскорчевка, мелиорация и т.д.), климатические условия и не весьма подходящий почвенный слой (заниматься сельским хозяйством невозможно будет, хозяйственно нецелесообразно) и имея в виду большой процент, как 85 % заболеваемости населения, комиссия полагала дальнейшее пребывание кулаков на расселенном в данный момент месте невозможным, для более хозяйственного использования считала бы необходимым все кулацкие хозяйства перевести в другое, более подходящее для занятия сельским хозяйством место.
По докладу комиссии на фракции Омского окружного исполнительного комитета было вынесено решение: кулаков с расселенного в данный момент места не выселять, а представить им возможность самовольно выбирать места вниз по реке Ягыл-Яг вплоть до Васюгана. Имевшиеся в данный момент наличный штат комендатуры в связи с его переутомленностью и истрепанностью нервов требует немедленной его замены, а также и самого коменданта более хозяйственного и политически выгодного.
Тов. Мыльников. Оставить или не оставлять в Васю-ганском районе поселенных кулаков, этот вопрос сейчас должна решить краевая комиссия. При разрешении этого вопроса необходимо учесть то, что в это переселение вложены средства, следовательно, надо принять во внимание, сколько придется вложить еще, а отсюда учесть возможность переселения и то извлечение средств, которые вложены. Комиссии надо учесть, что в летнее время
Так в тексте.
212
там дорог нет, забросить туда что-либо для оборудования, а также продукты питания, которые уже отгружены, будут лежать до зимних дорог. Ясно, что в продолжении предстоящей зимы они не подготовятся и их придется снабжать, а это, безусловно, нам не выгодно. Вопрос об их побеге с места и по пути следования сам говорит за себя, что это, как следствие непримиримости, и охрана в 20 человек, конечно, была бессильна бороться с этим, из этого можно вынести как опыт, что комендатуру надо строить не в форме одного администрирования, а в форме хозяйственного руководства поселением, что до некоторой степени могло иметь лучшее положение. Фракция ОмОИКа, вынося свое решение, имела в виду, что, возможно, не на этом месте осели высланные кулаки, и сказала, что они могут расселиться там же вглубь.
При хозрешении этого вопроса необходимо учесть и то, насколько политически выгодно сейчас переселение их в другое место, т.е. они строят свое бегство на невозможности обжития мест.
Тов. Никитин. У меня создавалось мнение, что они осели не на своем месте, верстах в 150—200, и сейчас они находятся в том месте, где ничем нельзя заниматься. На местах комендатуры ничем не занимаются, бездействуют, а в лучших случаях занимаются голым администрированием. Кулаки хозяйственно не устроены, бегут. Сейчас надо немедленно посмотреть, что делается в комендатурах. Найти занятие кулакам, и побеги значительно сократятся. В отношении кулачества, то таковое надо продвинуть на свое место.
Тов. Меркулов. По-моему, они сидят не на месте и их нужно довести на место, если Ставить там, то мы их оставим на верную гибель. Сейчас надо срочно заняться подбором хорошего руководящего состава с таким расчетом, чтобы там занимались не голым администрированием, а хозяйственным устройством.
Тов. Булатов. С заключением комиссии, обследовавшей Кулайскую комендатуру, не согласен в той части, что их надо перевести немедленно южнее, и что они бегут оттуда из-за голодного пайка. По-нашему, они оттуда бегут из-за нежелания осваивать эти места и непримиримости. Фракция ОмОИКа постановила возразить против их поселений на Туе и возможности их переселения вглубь. А переводить их на юг это было бы сейчас очень нелепым.
213
Тов.* Я думаю, что совершенно верно их не выводить оттуда, а нужно продвинуть вглубь, немедленно нужно поставить вопрос о подборе личного состава комендатуры.
Тов. Толстунова. Я также согласна с тем, что их переводить не следует; нужно продвинуть вниз по Ягыл-Ягу, где более благоприятные климатические условия. Судя по донесениям фельдшера, положение с заболеваемостью там неблагополучно.
Тов. Конопелько. Зачитывает постановление правительства, в котором отмечается неподготовленность сибирских организаций к устройству и снабжению кулаков в эту зиму. Считает, что этот вопрос должен рассматриваться не под углом зрения РПУ, которое ничем не занимается в части изыскания мест и не указавши ни одного места поселения. Считаю, что РПУ безответственно подходит к этому вопросу, результат хозяйственного устройства — побеги, бандитизм и т.д. Наше решение должно быть сведено к тому, что сейчас нам некогда переселять на Кулае, сейчас там осталось 1607 человек, которых вниз перебросить нельзя. Надо срочно дать питание детям. Говорить сейчас о каком-либо их обосновании, постройках и т.д. невозможно. Считаю необходимым немедленно провести мероприятия, которыми можно было бы обеспечить посев и т.д., по-моему комендатуру эту надо закрыть и РПУ поручить найти место поселения. Место кулацкой комендатуры признать негодным. Надо обязать РПУ об отводе места с возможным сельскохозяйственным освоением. В части обеспечения продовольствием и т.д. В части личного состава комендатур, куда нужно подобрать людей с хозяйственными способностями, надо просить крайком об укомплектовании, крайздраву принять меры к надлежащему медицинскому обслуживанию.
Тов. Помялов. Ликвидировать комендатуру не следует, освежить ее состав, начать хозустройство, оценку местности пока не производить, акт комиссии весьма односторонен, не указывает положительных фактов этой местности, обязать РПУ и СКАУ продвинуть их дальше к месту указанного поселения. Срочно продвинуть детский паек, бежавшие 6600 человек пересылать не следует, часть их использовать на промышленных работах, часть использовать их на внешних работах в округе, а если переселить, то они опять будут бежать.
*
В документе фамилия не указана.
214
Тов. Меркулов* Предлагаю сформировать отряд от РПУ и СКАУ по изысканию места поселения. Постановили:
1. Обязать РПУ и СКАУ немедленно организовать и послать специальные экспедиции в районы Кулайской комендатуры для отвода мест поселения и организации на месте благоустройства Кулайской комендатуры с таким расчетом, чтобы эта группа закончила свою работу не позднее 1-го сентября 1930 г.
2. Обязать Сибкрайсоюз немедленно забросить продукты продовольствия (муку, соль), детское питание.
3. Поручить командированному отряду по прибытии в Кулайскую комендатуру максимально организовать и развернуть сборы ягод, орехов и бересты и т.д., а также дегтекурение.
4. Имея в виду особо сложные условия работы в местах расселения кулаков второй категории, просить крайком ВКП(б) назначить коменданта Кулайской комендатуры, могущего справиться с задачами хозяйственного устройства спецпереселенцев. Кроме того, также назначить соответствующих тт. в Галкинскую, Шерстобитовскую и Зачулымскую комендатуры на должность комендантов.
5. Обязать Сибздрав немедленно обеспечить Кулайскую комендатуру надлежащим медобслуживанием.
Председатель комиссии КОНОПЕЛЬКО
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 215— 220. Копия
ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ В КРАЙИСПОЛКОМЕ О ПЛАНЕ УСТРОЙСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛАКОВ
11 сентября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Присутствуют: Грядинский, Рещиков, Заковский, Ветров, Бурмистров, Зуев, Скрипко и Маймин.
Слушали: Сообщение тт. Скрипко и Заковского о состоянии устройства и использования кулаков в крае.
Постановили:
1. Признать необходимым кулацкие хозяйства, уже расселенные в северных районах и осевшие на землю,
215
оставить в районах расселения и обеспечить развитие их сельского и промыслового хозяйства.
2. Кулацкие хозяйства, расселенные в местах, невозможных для сельскохозяйственного освоения, а также кулаков, вновь прибывающих из европейской части Союза, направлять в северные районы для использования в первую очередь по линии хоз. организаций (Лестрест, Комсеверопуть и др.). Поручить тов. Скрипко совместно с хозяйственными организациями установить конкретные районы и пункты такого заселения.
3. Признать необходимым при этом такое хозяйственное устройство кулаков в районах работы хоз. организаций, которое обеспечило бы прочное заселение и оседлость кулаков с образованием постоянных рабочих кулацких поселков. Поручить т. Скрипко совместно с хозяйственными организациями разработать организационные и хозяйственные мероприятия, обеспечивающие выполнение этой задачи.
4. Признать необходимым полное использование для хоз. устройства кулаков всех отпущенных центром на эту цель кредитов, возбудив перед НКФ ходатайство о продлении действия этих кредитов. Поручить тт. Скрипко и Маймину в двухдневный срок наметить план и порядок использования имеющихся кредитов.
5. Отмечая массовые случаи бегства кулаков с мест расселения и с работ хоз. организаций (Лестреста, сплава и пр.), поручить:
а) крайпрокурору привлечь к ответственности лиц, допустивших такие условия для работы кулаков, которые повлекли их бегство с лесозаготовок, сплава и др. работ (невыдача зарплаты, продовольствия, снабжения, плохая охрана и пр.);
б) предложить ПП ОГПУ и СКАУ принять решительные меры по борьбе с бегством кулаков с мест расселения.
6. Предложить ПП ОГПУ и СКАУ произвести проверку личного состава кулацких комендатур и устранить из них ненадежный и политически негодный элемент.
7. Поручить СКАУ произвести на основе вышеуказанных дирек1*ив заблаговременную подготовку приема кулацких хозяйств, имеющих прибыть из европейской части Союза.
8. Кулаков, расселенных в Галкинской комендатуре, оставить на месте.
9. В отношении кулаков 3-й категории признать необходимым привлечение их на работы по лесозаготовкам, сплаву и в пром. предприятиях лишь в порядке труд
216
повинности и лишь в районах, прилегающих к месту работы (не допуская дальних перевозок по краю), установив определенный радиус привлечения. Кулаков 3-й категории, уже работающих на предприятиях или следующих на них, оставить на работе. Поручить прокурору расследовать все случаи перегибов и неправильностей, допущенных при этой мобилизации, и освободить всех неправильно мобилизованных.
Председатель Западно-Сибирского
крайисполкома ГРЯДИНСКИЙ
Секретарь крайисполкома ВЕТРОВ
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 76—77. Подлинник
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КРАЙАДМУПРАВЛЕНИЯ О СТАЦИОНАРНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
17 сентября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. В Западно-Сибирский крайисполком
В соответствии с постановлением совещания ЗСКИК от 11 сентября сего года представляется схематический план расселения и стационарного закрепления спецпереселенцев, разработанный при участии Лестреста и Томского леспромхоза.
Согласно плану, закрепляются на месте:
а) комендатуры, имеющие земледельческий уклон и предпосылки занятия подсобным промыслом с ближайшей перспективой лесоразработок (Шерстобитовская, Галкинская, Чаинская, Тегульдетская, Шегарская);
б) комендатуры горно-приисковые, с основным уклоном разработки рудников "Союззолото", с подсобным занятием — огородничеством (Ольховка, Артемовский рудник бывш. Минусинского округа, Сарала Хакасского окр., Центральный рудник быв. Ачинского округа).
Переводятся на новое место:
а) Кулайская, с реки Ягыл-Яг на реку Шиш Знаменского района (90 км от Тары) для закрепления на работах Лестреста, с возможностью земледелия и огородничес
217
тва в пределах домашних потребностей;
б) в район реки Чулыма, Оби (село Молчанова, Кри-вошеино, Кортинское, Могочино — Обь; Туделеково, пос. Юльский, Тургайский, р-н Зырянки — Чулым) сосредоточивается 1845 одиночек, 977 хозяйств, с возрастанием населения до 15 тыс. человек, с прибытием семей (с запада);
в) в северный район — Нарым, Каргасок, Тымы, сосредоточивается 1170 одиночек, 36 хозяйств, увеличивающихся с прибытием с запада семей до 4824 человек;
г) в район реки Яя на лесосплавные работы Востокуг-ля — 624 одиночки с увеличением по прибытии семей до 2426 человек (временно сосредоточивается на сплавных работах в Кузнецке, Кольчугино).
Для укомплектования этих районов снимаются:
а) 1070 человек с новостройки (Томск, принимаются
отСибУЛОНа);
б) 875 человек, 36 хозяйств, 300 лошадей с совхоза "Скотовод" Ачинского округа (Тисульский район);
в) 244 человека с кирпзавода СибУЛОНа в Кузнецке;
г) 380 человек в Мариинске, прибывшие из Мартайги (рудник "Союззолото"), принимаемые от СибУЛОНа;
д) 380 человек в Томске, снимаемые с работ Госпара, Промсоюза;
е) 295 человек с Комбайнстроя (прибывшие из Тасе-евской комендатуры);
ж) 108 человек с кирпзаводов Новосибирска (переброшены из Томского совхоза);
з) 500 человек с Чаи, Галки, находящихся на временных работах в Чулымском бассейне;
и) остальная масса — работающие в данное время в Томском леспромхозе, сосредоточиваются на 5—8 участках (вместо 30), объединяемых 2 комендатурами (Молча-новской, Новокусковской).
Сосредоточение и переброска с работ будет производиться в увязке с Лестрестом, леспромхозом, лесозаводами, предприятиями, где работают спецпереселенцы, с учетом степени необходимости переброски в тот или иной срок. В первую очередь снимаются одиночки с оканчивающихся работ. Семьи сибирских кулаков перебрасываются эшелонами (частично вместе с ними, частично вслед) и расселяются в приготовленных бараках вместе со свои
218
ми главами. Ввиду недостаточной готовности Лестреста основная масса семей будет размещена временно в ближайших поселках с возможностью использования их труда в течение круглого года.
Частично постройка жилдомов начнется сразу. В основном она развернется с весны 1931 года, закончится в июне месяце. Все это обусловлено соответствующим договором с Лестрестом. В основном операция должна закончиться к концу навигации 25—30 октября сего года.
Проведение столь сложной операции в условиях наступающей зимы требует форсированных темпов. Переброска должна начаться 20—25 сентября. Поэтому организационная готовность и принципиальное разрешение вопроса должны иметь место сейчас же. В противном случае не исключается возможность повторения бедствий, перенесенных в прошлом году, усугубленных перспективой надвигающейся зимы (массовые побеги, детская смертность, понижение работоспособности, срыв всей операции).
В частности, необходимо срочное разрешение следующих вопросов:
а) снабжения спецпереселенцев одеждой, в особенности обувью, т.к. подавляющее большинство переселяемых кулаков и их семей в данное время не имеют сапог, пимов, рубах и т.п. Необходимо забросить лапти и хотя бы самое необходимое из одежды.
б) использование фондов на жилстроительство для спецпереселенцев, т.к., по имеющимся в ЗСКАУ сведениям, РИКи до сих пор этих средств не использовали по прямому назначению (есть случаи обращения на другие нужды). Нахождение этих кредитов в состоянии некоторой неопределенности и отсутствие обязательств постройки домов к определенному сроку со стороны кого бы то ни было оттягивают реализацию кредитов, ставят под угрозу осуществление жилстроительства соответственно намечаемому плану.
в) подготовка помещений для прибывающих с запада семей спецпереселенцев. Так как направление непосредственно в адреса глав сразу будет делом невозможным, то возникает необходимость создания временных распределителей общей емкостью на 10—15 тыс. человек. Местом этих распределителей очевидно должны быть: Омск (скрещивание магистралей Челябинск — Сведловск), Томск — место нахождения ближайших районов большинства расселенцев.
219
Для разрешения всех вопросов, связанных с Томской операцией, предполагается назначение специальной комиссии из представителей ЗСКАУ, Лестреста, крайземуп-равления и местных органов для уточнения плана и разрешения всех возникающих вопросов на месте.
Для вывода Кулайской комендатуры назначается комиссия распоряжением ЗСКАУ (участвуют Лестрест, Тара, Знаменский РИК).
Продовольственный вопрос разрешается переадресованием грузов, направленных в комендатуры по прежним разнарядкам, согласно новой дислокации. Дополнительных фондов не потребуется. Вопрос этот проработан на состоявшемся 13-го сентября совещании представителей соответствующих ведомств.
Просьба утвердить прилагаемый план, разрешить поставленные вопросы, обязать все ведомства оказывать необходимое содействие в проведении данной операции.
Начальник Запсибкрайадмуправления СКРИПКО Начальник комендантского отдела ДОЛГИХ
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 71-72об. Подлинник
ИНСТРУКЦИЯ ОГПУ ПО БОРЬБЕ С ПОБЕГАМИ КУЛАКОВ ИЗ МЕСТ РАССЕЛЕНИЯ
8 октября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. Всем горотделениям, райотделениям и рай-уполномоченным ОГПУ по Запсибкраю, Хакасскому и Ойротскому облотделам, дорожно-транспортным отделам Томской и Омской ж.д. Копия: крайадмуправление
В связи с расформированием окружных отделов ОГПУ вся работа по очищению деревни от беглого кулачества и ответственность за нее возлагается непосредственно на райаппараты57. Начальникам городских, районных отделений и райуполномоченным наряду с выполнением повседневных задач необходимо мобилизовать все внимание гласного и негласного аппарата на борьбу с бегством кулачества из мест расселения. Всех задержанных кула
220
ков-одиночек, независимо от того, кем и где они были задержаны, направлять в ближайшие райаппараты ОГПУ для направления в Мариинский распределитель СибУЛОНа. Практически задержание кулаков и отправка их в Мариинский распределитель СибУЛОНа производится следующим образом:
на всех задержанных кулаков с семьями, одиночек или членов семей на месте задержания составляется акт о задержании, и с этим актом кулак (одиночка) направляется в райаппарат ОГПУ.
Райуполномоченный, в свою очередь, допросив задержанного (одиночку) по существу побега, составляет постановление о направлении в Мариинский распределитель СибУЛОНа впредь до особого распоряжения, а арестованного вместе с копией постановления направляет в ближайший ИТД для отправки с первым отходящим этапом в Мариинск. Подлинник постановления с актом о задержании и протоколом допроса направлять в ПП ОГПУ по ЗСК для оформления заключения в концлагерь через тройку при ПП ОГПУ. Задержанных кулаков-одиночек обратно к месту расселения не направлять.
Кулаков, задержанных с семьями, передавать райад-мотделам для направления в Нарымский распределитель Западно-Сибирского адмуправления58. Отправка производится средствами райадмотделов. Задержанных, бежавших из мест расселения, жен кулаков с детьми, членов семей, стариков, детей и т.д. передавать райадмотделам для направления по месту нахождения главы семьи или для водворения на прежнее место расселения.
Кулаков, бежавших не из мест расселения, а с места работ (в порядке использования 3-й категории), передавать адмотделам.
Всех кулаков, бежавших из мест расселения, проявляющих активную антисоветскую деятельность, арестовывать и привлекать по соответствующим статьям, направляя следственные дела через сектор на рассмотрение в особую тройку при ПП ОГПУ.
Районы бывшего Омского округа (в силу особых условий) всех одиночек, так же как и семейных, передают райадмотделам.
Все районные, городские отделения и райуполно-моченные о борьбе с бегством отчисляются почтой пятидневными таблицами по прилагаемой при сем форме.
ПП ОГПУ категорически предлагает регулярней-шим образом высылать пятидневки о борьбе с бегством с
221
расчетом получения их в ПП — 1, 5, 10, 15, 20 и т.д. каждого месяца. В случае, если задержаний за пятидневку не было, то доносить в ПП отношением "Задержаний за отчетную пятидневку не было".
За неточное исполнение настоящей директивы будут налагаться адм. взыскания.
Полномочный представитель ОГПУ по Запсибкраю
Начальник учетно-осведомительного отдела
Начальник 2-го отделения
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 88. Заверенная копия
ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФРАКЦИИ ВКП(б) ПРЕЗИДИУМА ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМА О ПОЛОЖЕНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
22 октября 1930 г.
СЕКРЕТНО
Слушали: 12. О расселении и устройстве спецпереселенцев (докладчик т. Конопелько).
Постановили: Признать совершенно неудовлетворительным состояние хозяйственного устройства, жилищного строительства, мед. обслуживания и товарного обеспечения спецпереселенцев, размещенных в комендатурах СКАО, что продолжает иметь последствием массовое бегство спецпереселенцев и хозяйственное неосвоение ими тех районов, куда они вселены, а также районов лесозаготовок, куда они направлены для использования по линии хозорганизации.
Отметить, что эти факты имели место вследствие недостаточной распорядительности и непринятия своевременных мер со стороны СКАО, Лестреста, Сибздрава и безучастия в этой работе СибЗУ. Помимо запоздалого и несвоевременного использования отпущенных центром средств на хозяйственное устройство и жилстроительство спецпереселенцев констатировать расходование фондов и
ЗАКОВСКИЙ
ЛУПЕКИН ЧИСТОВ
222
денежных средств не по прямому назначению (Сибкрай-союз, СибУЛОН, Ачинский ОИК).
Констатировать, что вместе с отмеченными выше недочетами в ходе этой операции частые и многочисленные переброски спецпереселенцев на хоз. работы и строительство задержали и частично сорвали хозяйственное устройство переселенцев в местах их вселения.
Фракция крайисполкома постановляет:
1. Предложить СКАО, Лестресту и соответствующим РИКам всемерно форсировать жилстроительство в местах вселения спецпереселенцев с использованием для этого всех полученных кредитов.
2. Обязать СибЗУ выделить по согласованию с СКАО землеустроительных работников для срочного проведения землеустройства на территории комендатур Шегарской, Тегульдетской и Кулайской.
3. Обязать СибЗУ и СКАО обеспечить землеустройством и семенами (как хлебом, так и огородными культурами) все комендатуры, где расселены спецпереселенцы, для обеспечения посевной площади весной будущего года, достаточной для продовольственного снабжения всех заброшенных туда контингентов.
4. Обязать крайснаб выделить в распоряжение СКАО минимально необходимое количество листового железа для устройства печей.
5. Предложить СКАО формировать организацию кустарных промыслов и с.х. производств с заключением соответствующих договоров с хозяйственными и экспортирующими организациями (Сибохотсоюз, Сибпромсоюз, Сибторг).
Заключение и выполнение договоров возложить на комендантский отдел СКАО.
Предложить СКАО: выполнение заключаемых договоров осуществлять, как правило, путем передачи договорных заданий группам и артелям спецпереселенцев за их хозяйственной ответственностью за выполнение.
6. Обязать СКАО произвести в пределах открытых кредитов заготовку лошадей в местах, ближайших к размещению спецпереселенцев, и лишь при невозможности всей заготовки в этих районах предложить СКАО заключить соответствующий договор с Сибмолживотновод-союзом, обязав последний выполнить этот договор в срочном порядке.
Разрешить СКАО частично использовать закупаемых лошадей для доставки спецпереселенцев, прибывающих с
223
запада в районы хозяйственного устройства их, с оставлением их в районах вселения по прибытии туда.
7. Принимая во внимание, что спецпереселенцы в местах вселения абсолютно не обеспечены зимней одеждой и обувью, что угрожает нарастанием эпидемических заболеваний и невозможностью их хоз. использования, просить правительственную комиссию т. Шмидта59 о немедленном отпуске минимально необходимого количества теплой одежды и обуви, особенно для детей.
Обязать СКАО в суточный срок направить телеграфную заявку в Сибпредставительство^.
8. Обязать Сибмолживотноводство заключить договор со СКАО на срочную поставку ему минимально необходимого (400—500) количества коров для обеспечения детского населения комендатур.
9. Обязать крайздрав срочно развернуть врачебно-фельдшерские участки с койками во всех комендатурах.
Оставшийся кредит в размере 139 тыс. руб., отпущенный центром из резервного фонда, передать Сибздраву для организации медпомощи в комендатурах.
10. Обязать СКАО обеспечить нетрудоспособные семьи спецпереселенцев продовольствием за счет фондов СКАО, поступающих ему в порядке отчислений от работающих на постройках кулаков.
11. Ввиду недостаточности отпущенной суммы на организацию медпомощи на весь год установить определенный процент отчислений от фондов СКАО на дополнительные расходы по медпомощи до конца года. Размеры процента ассигнований установить крайздраву и СКАО дополнительно.
12. Обязать Лестрест принять решительные и немедленные меры к обеспечению спецпереселенцев, работающих на лесозаготовках, жильем, спецодеждой и продовольствием, а также принять меры к предотвращению в будущем году того бесхозяйственного использования спецпереселенцев, кое имело место для этого времени и что влекло к массовому бегству кулаков из районов лесозаготовок.
За секретаря фракции ВКП(б)
крайисполкома ЗАЙЦЕВ
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 354— 355. Заверенная копия
224
ДОКЛАД КОМЕНДАНТСКОГО ОТДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМА О ПОЛОЖЕНИИ РАССЕЛЕННЫХ В КОМЕНДАТУРАХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (с приложением)
25 февраля 1931 г.
СЕКРЕТНО.
Копия: ПП ОГПУ, ваковскому
Выселение кулачества в необжитые районы севера, перемешивание там с административно- и судебноссыль-ными и высланными61, задержка на работах хозорганами, разрыв с семьями, затруднения с продовольствием, посевами, жилстроительством и пр. при естественном антагонизме этих элементов создают довольно сложную обстановку, разрешение которой затрудняется отсутствием ясных перспектив системы дальнейшего управления. В связи с чем считаю необходимым обрисовать важнейшие моменты этой обстановки.
I. КОЛИЧЕСТВО, ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕБРОСОК
В данное время подавляющее большинство спецпереселенцев размещено в районах: Чаинском, Каргасокском, Парабельском, Кривошеинском, Ново-Кусковском, Зырянском, Колпашевском, Сусловском, Баксинском, всего 8847 семей, 44 316 едоков, из них 2148 одиночек, к коим семьи еще не прибыли.
При малочисленности коренного населения в некоторых районах спецпереселенцы стали уже преобладающим контингентом (Чаинский 131 %, Парабельский 98 %), в остальных количество их постоянно возрастает (в данное время в Сусловском 27,5 % коренного населения, Н [ово ]-Кусковском 14 %, Кривошеинском 9,4 %, Колпашевском 4,7 %, Каргасокском 17,8 %). Это обстоятельство диктует необходимость перенесения центра тяжести политического внимания в эту сторону с соответствующей перестройкой самой структуры районного управления.
Кроме этих компактных групп, размещенных на севере, имеются группы спецпереселенцев в системе "Союз-золото": Саралинские прииски 3460 семей, Егоро-Са-лаирские (Краснинский р-н) 200 одиночек, в с. Таштып-ском 200 одиночек, Ольховке 225 семей.
8 Заказ № 175
225
В Сарале, Ольховке спецпереселенцы находились еще до возникновения ком. отдела. В остальные места заброшены с санкции директивных органов. Наконец, третья группа — это спецпереселенцы из числа бежавших, временно переданные, согласно предложениям ЗСКИК, на работы хозорганов: Сибжелдорстрой (Бочаты) 131 чел., Заобского лесничества (Новосибирск) 188 чел., Новосибирское Погрузбюро 50 чел., Кузнецкстрой 562 чел. Этих людей с началом навигационного периода предполагаем забросить в Александро-Ваховский район (1000 км к северу от Томска). Несомненно, что при попытках реализовать это решение мы встретим (и уже встречаем) резкое противодействие со стороны данных организаций.
Основной базой временной концентрации спецпереселенцев является Томский лагерь, через который всего прошло 20 000 человек, 15 000 переброшено, оставалось на 16/П с.г. 5000 чел., из них занято цэ работах 460, в том числе на лесозаготовках 280. Остальные нетрудоспособные (женщины, старики, дети, инвалиды).
II. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
По характеру размещения спецпереселенцев, как видно из вышеизложенного, можно разделить на четыре группы:
а) сельскохозяйственную (районы — Парабельский, Каргасокский, Сусловский, Баксинский);
б) лесную (работающих в системе леспрома) — районы Кривошеинский, Зырянский, Ново-Кусковский, частично Колпашевский, Парабельский, Каргасокский;
в) горно-приисковую (работающих в системе "Союз-золото") в районах Ольховском, Курагинском, Краснинс-ком, Таштыпском;
г) строительную (занятую на работах в Кузнецкстрое, Желдорстрое, Погрузбюро, лесничестве г. Новосибирска).
Как показывают самые названия, уклон деятельности определяется характером размещения.
Наиболее сложной задачей последнего времени являлось соединение прибывших семей с их главами. Чрезвычайная разбросанность последних, условность нахождения в ряде пунктов (Кузнецкстрой и проч.), сложность персонального учета в обстановке постоянных передвижений создают огромные затруднения при разрешении этого вопроса и в целом, и в отношении отдельных семей. Положение усугубляется прибытием семей лиц, высланных в Архангельск, Мурман, Усть-Сысольск, Соловки,
226
Вологду, Пермь и пр. (6675 чел.). Всего в неопределенном положении около 7500 чел. В основном же задача соединения семей с главами разрешена. В данное время все семьи находятся в зоне работ их глав (от 15 до 70 км), размещены преимущественно в деревнях, имеют ту или иную связь друг с другом. В отдельных комендатурах (Тоя, Парбик и др.) живут совместно, размещаясь в бараках, построенных домиках, землянках и т.п.
Вопрос с жилстроительством является кардинальным. Можно определенно сказать, что, пока не будет жилищ, говорить о стационарном закреплении спецпереселенцев можно только относительно. В данное время около 40 % живут в отстроенных самими халупах, землянках, бараках и т.п. Наиболее обеспечены жилищами в Тегульдете, Кулае, Шегарке, отчасти Toe, Парбике, Галке. Хуже — в Могочинской, Кусковской, Шерстобитовской группах. Из стройматериалов острая нужда в железе. В земледельческих комендатурах дома возводятся хозяйствами непосредственно. В лесных — выделены группы (15—20 % от работающих на лесозаготовках) для постройки "обезличенных" домов, переходящих потом в собственность отдельных семей. По РИКам разассигновано на жилстроительство (превышаем кредит) 800 000 рублей, заключены соответствующие договоры, спецпереселенцам выдаются персональные ссуды. В связи с принятыми мерами наблюдается определенный перелом в сторону быстрейшего возведения жилищ со стороны самого кулачества. Если раньше оно смотрело на высылку как на временное явление, то сейчас пришло к убеждению, что придется жить "всерьез и надолго". Прежнее безразличное отношение сменилось довольно интенсивным стремлением к захвату усадеб, формированию построек.
Этот перелом более определенно выражен у сибирских кулаков. Украинские в общем занимают выжидательную позицию и еще не потеряли надежды на перемену в своей судьбе. Приходится отметить, что в условиях севера, в особенности на лесных работах, украинцы приспособляются плохо. Вопрос их акклиматизирования, очевидно, не может разрешиться в течение одного-двух лет, а потребует более длительного периода.
III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА РАБОТАХ
1. Спецпереселенцы. В соответствии с постановлением правительства и ЗСКИК в сентябре месяце 1930 г. большинство спецпереселенцев было брошено в предел
227
бывшей Томской губернии для колонизации севера и значительная часть (около 3500 чел. трудоспособных) размещена для работ в системе Лестреста .
Прочность закрепления спецпереселенцев на севере зависит в значительной мере от степени их хозяйственного устройства. Поэтому, казалось бы, что организации, в этом деле заинтересованные, в частности Лестрест, Зем-управление, рассматривали бы это дело под соответствующим углом зрения. Между тем Лестрест по всему направлению своей политики ограничивается эксплуатацией рабсилы на "сегодняшний" день, совершенно не заботясь о том, что будет завтра. Непроизводство расчетов в течение 2—3 месяцев, в отдельных случаях в течение 5—6 месяцев (Ново-Кусково, Зырянка), отсутствие элементарной помощи в инструментах, тягловой силе, технической помощи, полная заброшенность семей, находящихся до настоящего времени на иждивении комендатур, порождают естественное тяготение к бегству, снижению производительности труда. Если добавить сюда отсутствие спецодежды, неснабжае-мость промтоварами, то фактическое использование рабсилы в данных условиях, по донесениям комендантов, не превышает 50 % общего количества. Остальные лежат раздетыми на нарах, являясь обузой предприятий и комендатур. Сама система работ поставлена так, что при отсутствии денежных выдач спецпереселенцы лишены возможности приобрести что-либо, не говоря уже о помощи семьям. Для урегулирования этого вопроса мы принуждены были взять на себя проработку до деталей системы безналичных расчетов, принятой Лестрестом в готовом виде. Однако проведение в жизнь затирается бюрократическими дебрями самого Лестреста и его филиалов. Положение здесь настолько напряженное, что мы принуждены определенно заявить, что при дальнейшем сохранении этой политики Лестрестом это приведет снова к массовым побегам, как и летом прошлого года. Для характеристики отношения к рабсиле можно привести Минусинский леспром (работает третья категория), где из 800 человек осталось только 225 и то разысканных нашим комендантом, а леспром не только не вел дифференцированного учета, не говоря о классовой линии, но даже не знал, что в его системе работают кулаки.
Что касается крайЗУ, то нам потребовалось более 3 месяцев для того, чтобы принудить заняться нарезкой земельных участков на местах, несмотря на решение ЗСКИК (еще в октябре). В настоящее время заключен
228
договор, и из Томска от Земтреста поехали люди для производства землеустройства. Если раньше на местах что-либо и делалось, то отнвэдь не по "вине" крайЗУ, а скорее по инициативе райЗО, под напором наших комендантов. Не лучше дело обстоит с заброской всевозможных фондов. Большинство из них застревает в пути, перехватывается различными организациями, наконец, по прибытии просто обезличивается в местах потребкооперациях.
Нам приходится тратить немало энергии и средств для продвижения этих вопросов. Несомненно, что отсутствие координирующей руки в этих вопросах вызовет в связи с ликвидацией комендантского отдела63 ряд серьезнейших недоразумений.
В отношении сельскохозяйственных комендатур нами намечены перспективы обжития и разработаны производственные планы с уклоном на полеводство и животноводство, последнее при наличии заливных лугов имеет определенную будущность. В отношении промышленных комендатур нами берется установка на огородные культуры, посевы по 1/2 га на семью, с основным переключением на работы массового характера (лесозаготовки и проч.).
В несколько особых условиях находятся спецпереселенцы в Томском лагере. Основное назначение последнего — направлять и распределять по комендатурам прибывшие семьи и бежавших одиночек. Передача на работы хозорганов здесь производится лишь "попутно", впредь до определения маршрута и отправки в комендатуры, и, естественно, что это не вполне совпадает с планами хозяйственников, претендующих на использование кулаков, вне зависимости от их основного назначения. Поэтому претензии хозяйственников, в частности Лестреста, Госречфлота и др., мы рассматриваем как требования частного порядка, идущие вразрез с общей политикой в этом вопросе. В данное время на работах хозорганов находится 460 человек, из них 280 чел. на лесозаготовках. По плану намечена выработка 19 ООО куб. метров.
Дальнейшие перспективы использования спецпереселенцев и их размещения нами предполагаются в следующем виде:
а) всех размещенных в северных комендатурах закрепить на постоянное местожительство;
б) переброшенных недавно одиночек в систему "Со-юззолото": с Таштып, Егоро-Салаирские прииски — закрепить, соединить с семьями. Таким образом, в горно
229
приисковой группе с Саралой и Ольховкой будет четыре комендатуры;
в) временно работающих на Кузнецкстрое, Желдорст-рое (Бочаты), Заобском л [есничест ]ве, Погрузбюро снять и с началом навигационного периода забросить в Алек-сандро-Ваховский район.
Здесь, несомненно, мы встретим бурные протесты всех решительно организаций, в особенности Кузнецкстроя. Оставление в неопределенном положении этих людей, имеющих предназначения к высылке при наличии семей, находящихся в Томске на иждивении комендантского отдела, день ото дня становится затруднительней.
Остающиеся в Томском лагере 5000 человек предполагаем распределить следующим образом: [в] Шер-стобитовскую комендатуру — 500 чел., Галкинскую — 2500, Тегульдетскую — 700, 1300 человек — в систему Лестреста (Обь, Чулым).
2. Третья категория. Параллельно с использованием спецпереселенцев ком. отделом в соответствии с директивами ЗСКИК была произведена мобилизация для важнейших работ кулаков 3-й категории, а позднее — тыло-ополченцев.
Первоначально было мобилизовано около 9000 человек, в данное время работает 3657 (при них же 1322 2-й категории), всего 4979 чел. Причины убыли: отпуск раздетых в ноябре месяце — около 1000 чел., переключение на тылоополчение — около 1000 чел., побеги (главным образом с предприятий Лестреста, в частности, Минусинска — 600 чел., Каргата — 400 чел., всего около 2,5 тыс человек). Остальное падает на отпущенных по болезни, восстановленных в избирательных правах и пр.
Пункты размещения видны из прилагаемой при сем дислокации. В данное время эти контингента довольно прочно обосновались в предприятиях, получили квалификацию, в отдельных случаях сделались "незаменимыми". Сроки их пребывания неопределенны. Взяты они в августе — сентябре под знаком временности. В данное время необходимо разрешить вопрос об их дальнейшем оставлении на строительствах, т.к. снятие их в связи с острым дефицитом рабсилы, несомненно, отрицательно отзовется на темпах и вызовет решительные возражения всех строительных организаций, в особенности Кузнецк-строя, где работает около 2000 человек. От разрешения этого вопроса будут зависеть и планы некоторых строительств, частично затронутая интересы посевкампании, определены формы дальнейшего администрирования.
230
No comments:
Post a Comment