Saturday, May 31, 2014

8 Спецпереселенцы в Западной Сибири 1930 весна 1931

занимает выжидательную позицию. В Ачинском, Красно­ярском, Омском и др. округах края были случаи при попытках ареста вернувшихся с ссылки кулаков органами ОГПУ, милиции организованного выступления крестьян всех социальных прослоек, руководимых оставшимися кулаками, и верхушек деревни с требованиями оставить кулаков на месте, а в иных случаях даже имели место категорические протесты против возвращения кулаков в ссылку, а в особенности жен и детей. Сибкрайадмуправ-ление приняло целый ряд мер, и ведется борьба с побе­гами переселенцев как по линии комендатур, так и по линии карательных санкций.
VI. ПЕРСПЕКТИВЫ ДОВСЕЛЕНИЯ на 1930—1931 годы
Неполучение до сего времени полных сведений о хо­зяйственном устройстве поселенных уже сибирских кула­ков, неимение в нашем распоряжении продфондов, зана­ряженных центром для российских кулаков, полное от­сутствие до сего времени сельскохозяйственного инвента­ря побудили нас, как указано выше, разместить всю свободную рабсилу на временных работах в хозорга-низациях. Имея, однако, в виду необходимость освоения в районах северной части Сибири возможность развития скотоводства, лесных разработок и разных других про­мыслов, следует включить в нижеследующие районы план расселения западных кулаков:
1. Ачинский округ (Кето-Чулымский район) распола­гает вполне благоприятными почвенными условиями, имеет судоходную связь по Чулыму с г. Ачинском, в районе комендатуры имеется огромное количество гарей, легко поддающихся раскорчевке, особенности этого райо­на вполне благоприятствуют развитию сельского хозяйст­ва, пчеловодства, охоты, лесных разработок (лесохими­ческие промыслы). В означенный район можно вселить в 1930/31 г. 4500 семейств.
2. Канский округ: в Оночунском районе имеются участки удобной пахотной земли и возможность их уве­личения за счет раскорчевки гарей, имеются огромные массивы леса и возможность сплава. Возможность раз­вития кустарного промысла по выработке тележных ко­лес, саней, тары и проч. Благоприятные условия для развития охоты, кролиководства, пчеловодства, скипи-дарно-смолистого производства, сбора грибов, орехов. В этот район можно вселить до 6000 семейств.
196
Тасеевский район Канского округа обладает примерно аналогичными условиями с Оночунским районом. В этот район можно вселить до 2000 семейств, всего, таким образом, комендатуры Канского округа могут вместить до 8000 семейств.
3. Красноярский округ, возможно вселение в районы нижнего Енисея: Курейка, Порт, Игарка и Усть-Порт — 2000 семейств, которые будут заняты на постоянных работах на предприятиях Комсеверопути (разработка графита, лесопромышленность, рыбно-консервное произ­водство).
VII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Имея в виду, что разрешение задач администра­тивно-хозяйственного устройства спецпереселенцев в значительной степени зависит от успешного проведения мероприятий, намеченных нашим проектом по управ­лению поселками, просим этот проект утвердить, придав ему силу законодательного акта по разделам, содержа­щим пункты: а) о сформировании в составе адморганов комендатур и комендантских отделов и о передаче пер­вым (комендатурам) прав местных советов на территории поселков; б) о сформировании при соответствующих ис­полкомах специальных комиссий для рассмотрения атте­стационных материалов и ходатайств поселенцев о вос­становлении в правах гражданства по истечении опреде­ленного срока поселения; в) о присвоении комендатуры прав хозяйственных организаций (не состоящих на гос­бюджете) .
2. В целях обеспечения строительства поселков необ­ходимыми материалами просим НКВД понудить соответ­ствующие хозяйственные организаций к выполнению на­рядов НКТорга на строительные материалы.
3. Имея в виду образовавшийся хлебно-продовольст-венный и семенной дефицит комендатур, определяемый в размере 12 098 тонн, или 744 000 пудов, просим содейст­вовать включению этой цифры в продфуражный баланс НКТорга по нашим заявкам.
4. Имея в виду, что неопределенное положение с пе­реброской семей украинских кулаков лишает нас возмож­ности планировать хозустройство этой части поселенцев, просим возможно ускорить разрешение этого вопроса.
5. Отмечая недостаточность кредитов на закупку ло­шадей... и развитие животноводства... просим довести цифру безвозвратного кредита до суммы... и увеличить
197
долгосрочный кредит до цифры... обоснованные расчеты представим дополнительно.
6. Обращая В[аше] внимание на то, что освоение районов комендатур крайне затрудняется отсутствием пу­тей сообщения, просим удовлетворить наши заявки на финансирование дорожного строительства (расчеты пред­ставим дополнительно).
Начальник крайадмуправления Сибкрая      СКРИПКО
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 45—63. Заверенная копия
ИНСТРУКЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ СПЕЦПОСЕЛКАМИ , И ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРУДА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
2 августа 1930 г. Утверждено краевой комис­сией по расселению и устрой­ству кулаков
ИНСТРУКЦИЯ КОМЕНДАНТАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ КУЛАЦКИМИ ПОСЕЛКАМИ 2-й КАТЕГОРИИ
Общие положения
1. Население кулацких поселков 2-й категории не об­ладает избирательными правами, лишено прав самоуп­равления, управляется комендатурами, во главе которых стоит комендант, назначаемый СКАУ по согласованию с райисполкомом.
2. Комендант на территории комендатуры пользуется правами райисполкома.
3. В целях успешного выполнения комендантами обя­занностей по административному, финансово-хозяйствен­ному и социально-культурному устройству населения ку­лацких поселков из штатного состава комендатуры назна­чаются комендантом уполномоченные (участковые инс­пектора) для каждого отдельного поселка, подчиняю­щиеся коменданту во всех отношениях.
*
Суммы кредитов в документе не указаны.
198
4. Правовое положение населения кулацких поселков определяется временным "Положением" о таковых.
5. Права и обязанности коменданта в области управ­ления кулацкими поселками в административном, хозяй­ственном и социально-культурном отношениях следую­щие.
I. В области административного устройства
6. Комендант ведет списочный учет населения посел­ков (тылоополченцев в возрасте от 18 до 45 лет52 и лиц от 18 до 50 — для трудгужповинностей), карточный учет всего населения поселков по данным уполномоченных и суммарный учет данных, отраженных в индивидуальной карточке расселенца и формах, требуемых регулярной отчетностью СКАУ (согласно особой инструкции).
7. Организует через уполномоченных наблюдение, ох­рану, контроль за населением поселка в целях недопу­щения побегов и самовольных отлучек.
8. Выдает разрешения на право выезда или отлучки в пределах комендатуры в случае признания необходи­мости такового.
9. Выдает документы на предмет возвращения к преж­нему месту жительства по получении уведомления крае­вой комиссии о восстановлении в избирательных правах или исключений из списков как неправильно окулачен-ных, а также в результате решения аттестационной ко­миссии, признавшей возможным восстановление рассе­ленца в избирательных правах с предоставлением права обратного возвращения на родину.
10. Организует группу поселенцев для отправки на отхожие промыслы, на предприятии хоз. организаций по маршруту, указанным СКАУ. Принимает меры к своев­ременному и полному прибытию людей.
И. В случае самовольной отлучки или побега рассе­ленца принимает меры к розыску и возвращению тако­вых на прежнее место, уведомляя СКАУ через каждый месяц о числе бежавших, согласно особой инструкции.
12. При задержании бежавших вне района комендату­ры комендант может возбудить уголовное преследование с привлечением к ответственности в порядке 1-й ч. ст. 82 УК   (согласно особой инструкции).
13. Принимает меры по предупреждению преступле­ний, ведя негласное наблюдение через уполномоченных и специально организованную осведомительную сеть, с упором на лиц, имеющих наиболее отрицательное
199
прошлое или заподозренных в совершении тех или иных преступлений. Обращает особое внимание на лиц, не могущих примириться с новой обстановкой в силу своей классовой непримиримости. Всем этим лицам ведет осо­бый учет.
14. Борьбу с преступностью осуществляет на осно­вании действующего законодательства и инструкцией НКВД, прокуратуры, СКАУ.
15. Непосредственное расследование всех преступле­ний, не исключая и контрреволюционных, возлагается на уполномоченных. Комендант лично или через помощника производит расследование лишь наиболее важнейших.
16. Осуществляет надзор и контроль за всеми поступа­ющими от уполномоченных делами и в порядке 1-й и 2-й части ст. 105 УПК54 прекращает, направляет по подсуд­ности с постановлением о предании суду, направляет на доследование уполномоченному или следователю.
17. Доводит до сведения населения поселка о всех законодательных актах, касающихся расселенцев через уполномоченных, наблюдает за проведением в жизнь всех этих положений и ведомственных распоряжений в отношении расселенцев.
18. Комендатуры могут издавать обязательные поста­новления, издаваемые райисполкомами, а именно:
а) о проведении противопожарных мер;
б) борьбы со стихийными бедствиями;
в) борьбы с эпидемическими заболеваниями;
г) борьбы с эпизоотиями и вредителями;
д) санитарного содержания мест общественного поль­зования (столовые, чайные, бани, купальни, парикма­херские);
е) ремонта, восстановления и сноса строений или от­дельных частей таковых, грозящих обвалом;
ж) охрана лесов, насаждений, лугов, посевов и зелени от хищений, истребления, потравы и проч.;
з) времени и порядка производства торговли;
и) охрана революционного порядка и безопасности, а также государственного и общественного имущества;
к) установление обязательного агрозооминимума в пределах, предусмотренных обязательными постановле­ниями СКИК.
19. Комендант выносит постановление о наложении адмвзысканий по перечисленным выше постановлениям с карательной санкцией 10 руб. штрафа или двух недель принудительных работ.
200
Организует наблюдение и контроль за изданием обя­зательных постановлений уполномоченными и налагае­мыми ими адмвзысканиями.
20. Разрабатывает планы борьбы со стихийными бед­ствиями (лесными пожарами, наводнениями, снегозано­сами и проч.), организуя через уполномоченных перебро­ску рабочей гужевой силы, их рациональное использо­вание на месте работ.
21. Руководит регистрацией актов гражданского состо­яния в соответствии с кодексом об АГС и соответству­ющими распоряжениями НКВД или СКАУ.
22. Осуществляет функции контроля и надзора за вы­дачей удостоверений личности уполномоченным в соот­ветствии с особой инструкцией СКАУ.
23. Принимает к рассмотрению всякого рода жалобы, направленные непосредственно расселенцами и через уполномоченных.
24. Дает заключения по жалобам, разрешение кото­рых требует санкции СКАУ или вышестоящих дирек­тивных органов.
25. Организует через уполномоченных ведение лич­ных дел расселенцев от 18 лет и старше с материалами, характеризующими отношение поселенцев к выполняе­мым работам. Не менее 4 раз в год производит обследо­вание этих дел. Присутствует на правах члена комиссии по рассмотрению лишенцев в поселках через каждые 3 года.
26. Принимает заявки на выдачу боеприпасов и охот­ничьего оружия для промысловых целей. Проверяет целе­сообразность закупки, ведет учет выданного и находяще­гося на руках у населения оружия.
27. Ведет борьбу с хулиганством, самогоноварением, шинкарством, нищенством, проституцией, наркоманией и др. социальными аномалиями, согласно существующих положений.
28. Не допускает шествий, демонстраций, манифес­таций и собраний политического характера, ограничивая собрания вопросами хозяйственно-бытового устройства.
29. Организует наблюдение по содействию розыску пригульного скота уполномоченными.
30. Руководит работой по исполнению уполномочен-' ными исков по гражданским делам по постановлению суда и исполнительным надписям госучреждений (в по­рядке бесспорного взыскания).
31. Привлекает лиц, заключивших сделки на кабаль­ных условиях, к уголовной ответственности или признает
201
их недействительными в зависимости от конкретных об­стоятельств дела.
32. Оказывает законное содействие всем должностным лицам и организациям.
33. Организует пожарную охрану и наблюдает за вы­полнением противопожарных и строительных правил.
34. Имеет гербовую печать и штамп.
П. В области хозяйственного устройства
35. Вся хозяйственная жизнь поселков организуется на принципе развития хозяйственной инициативы самих расселенцев.
36. По отдельным хозяйственным вопросам коменда­туры могут давать конкретные производственные задания с доведением плана этих заданий до двора, станка и пр. Все работы выполняются расселенцами индивидуально на стимуле личной заинтересованности, причем для большо­го производственного эффекта расселенцами могут ор­ганизоваться на добровольных началах трудовые группы, артели, товарищества, рабочие бригады и проч. в составе 10—20 человек, преимущественно из молодежи, выпол­няющие работы под руководством назначенного из их среды старшего. Настоящие группы, бригады, товарищес­тва, артели имеют целью привитие населению, в особен­ности молодежи, навыков коллективного сельскохозяйст­венного и производственного труда и никакими правами самоуправления и юридического лица не пользуются.
37. Исходя из изложенного, комендант всемерно спо­собствует развитию хозяйственной деятельности рассе­ленцев, проявляя собственную инициативу по органи­зации их труда, изысканию наиболее эффективных форм производства.
38. В целях поднятия материального состояния рассе­ленцев организует мероприятия по постройке жилищ, раскорчевке пустошей, осушке болот, организации кус­тарных промыслов, заготовке ягод, грибов, орехов, раз­вертыванию заводской деятельности (дегтекурение, смо­локурение, добыча пихтового масла, кирпичное произ­водство и проч.), организует звероловные, рыболовные промыслы, принимает меры к насаждению пчеловодства, садоводства, огородничества, кролиководства, свиново­дства и проч.
39. Составляет производственные планы сельскохо­зяйственной, заводской и подсобной деятельности, следит
202
за выполнением этих планов уполномоченным, в смысле их осуществления и доведения до двора (станка).
40. Организует на основе разработанных планов меры по прокладке и улучшению дорог, подъездных путей, устройству мостов, гатей и проч. дорожных сооружений силами самих расселенцев на добровольных началах и в порядке трудгужповинности.
41. Руководит в пределах территории комендатуры проведением заготовительных, посевных, семенных и прочих кампаний.
42. Наблюдает за своевременной сдачей товарных из­лишков государству, привлекая несдатчиков или невы-полнителей производственных заданий к ответственности согласно особой инструкции.
43. Обращает особое внимание на предоставление со­ответствующих работ лицам, оставшимся без главы се­мьи, инвалидам и проч. нетрудоспособным, соответствен­но их физической возможности.
44. Заключает договор с хозорганизациями на доставку рабсилы, направляя туда все неиспользованное трудоспособ­ное население. Следит за соблюдением правил договоров.
45. Выполняет наряды СКАУ на поставку рабсилы, организует команды сопровождения и прочее, согласно указанным маршрутам.
46. Наблюдает за выполнением правил об отпуске леса для нужд расселенцев.
47. Разрешает земельные споры между расселенцами в пределах компетенции РИКа, соответственно с поло­жением о районных земельных комиссиях.
В области финансового управления
48. Объединяет в общую смету комендатуры приходо-расходные сметы поселковых уполномоченных, представ­ляет таковую на утверждение в комендантский отдел СКАУ, копию в райФО для включения в общий свод общерайонного бюджета.
Примечание: Распорядительство спецсредствами остается за комендантским отделом СКАУ.
49. Руководит проведением кампаний по единому сельскохозяйственному налогу и обязательному окладно­му страхованию, согласно положению НКФ, под руковод­ством РИКов (согласно особым инструкциям).
50. Наблюдение за своевременной сдачей хозорганами отчислений в размере 25 % с общей суммы зарплаты
203
расселенцев, следя за тем, чтобы расселенцы оплачива­лись не ниже норм, принятых для общегражданского населения.
В области военной
51. Ведет поселенно списки всех граждан мужского пола от 18- до 45-летнего возраста на предмет зачисления в тыловое ополчение.
52. Ведет количественный учет конского состава, уп­ряжи, повозок, согласно действующим на этот предмет правилам.
В области культурно-просветительной и здравоохранения
53. Принимает меры к развитию школьной сети.
54. Проводит в жизнь ликвидацию неграмотности и малограмотности, согласно постановлениям соответству­ющих органов. При наличии предпосылок, обеспечива­ющих школьное обучение детей, принимает меры адмвоз-действия на родителей за непосылку в школы, ликбезы и пр. (согласно обязательным постановлениям).
55. Организует избы-читальни, библиотеки, принима­ет меры к получению и распространению среди населения газет, журналов и проч.
56. Принимает меры к осуществлению нормального обслуживания населения лечебно-санитарной и ветерина­рной помощью.
57. Наблюдает за санитарным состоянием селений, в частности за отводом и соответствующей санитарией на кладбищах, скотских могильниках, содержаний колодцев.
58. Принимает меры по предупреждению заразных болезней, немедленно донося на ближайший медпункт о всех случаях начавшихся эпидемических или эпизооти­ческих заболеваниях.
59. Принимает меры к немедленной изоляции забо­левшего скота и вызову ветеринарного персонала, за-рытию павших от заразной болезни животных с особыми предосторожностями (согласно ветеринарным правилам).
60. Содействует развитию самодеятельного населения в области обеспечения культурно-просветительных и ле­чебно-санитарных учреждений необходимыми средствами и материалами.
61. Заботится об организации охраны материнства и младенчества.
204
62. Оказывает содействие и организует помощь нетру­доспособным, инвалидам и проч.
63. То же в отношении пострадавших от стихийных бедствий: пожара, града, эпизоотии и проч.
64. Настоящая инструкция является основным руко­водством для комендантов, невыполнение ее влечет за собой дисциплинарную, а в надлежащих случаях (ст. 109, ПО, 111 УК)  судебную ответственность.
Начальник Сибкрайадмуправления СКРИПКО
Начальник комендантского отдела КОНОПЕЛЬКО
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 202— 204об. Заверенная копия
ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА САМОВОЛЬНЫЕ ОТЛУЧКИ С РАБОТ, ПОСЕЛКОВ И ПОБЕГИ С МЕСТ РАССЕЛЕНИЯ
2 августа 1930 г.
1. Самовольный уход с работ, из поселка без разре­шения уполномоченного (уч. инспектора) или района комендатуры без разрешения коменданта, продолжаю­щийся до одних суток, рассматривается как самовольная отлучка, свыше одних суток — как побег с места вы­сылки. Самовольная отлучка, совершенная повторно, рассматривается как побег.
2. За самовольные отлучки с работ или из поселка, за побеги с мест высылки, при задержании бежавших вне района комендатуры местными органами власти могут применяться следующие меры воздействия:
ЗА САМОВОЛЬНЫЕ ОТЛУЧКИ
3. За самовольные отлучки или уходы с работ, равно уход (отлучка) из поселка, участковый уполномоченный или комендант могут применять по их усмотрению к виновным следующие меры воздействия:
а) предупреждение; б) занесение факта отлучки в личное дело; в) зачисление в штрафные команды (брига­ды) на срок от 3 до 5 суток с назначением на более тяжелые общественные работы, с усилением конвоя, обя­зательным отчислением 25 % заработка вне зависимости от его размеров, увеличением рабочего дня с 8 до 10 часов; г) при повторных отлучках — зачисление в те же команды на срок от 5 до 10 суток; д) при систематических уходах с работы или отлучках из поселка в зависимости
205
от конкретных обстоятельств дела (в изъятие из п. "г") виновные могут привлекаться к ответственности по 82 ст. УК; е) материалом, достаточным для возбуждения уго­ловного преследования, является акт коменданта или уполномоченного, представляемый в СКАУ; ж) за время нахождения под судом обвиняемые содержатся в штраф­ных командах (в соответствии с п. "в") все время, при наличии близости трудколонии направляются в таковую с зачислением содержания за СКАУ; з) после вынесения судебного решения все осужденные снимаются с работ и направляются этапным порядком на дальний север — в Туруханский край (Игарка).
Примечание: Эти положения ст. 3 кулакам должны быть известны.
ЗА ПОБЕГИ
4. В случае совершения расселенцами побега и задер­жания их за пределами комендатуры без надлежащего разрешения после 24-часовой отлучки из пункта рассе­ления местными органами власти (нач. РАО, уч. инспек­торами) могут возбуждаться против задержанных уголов­ные преследования по 1-й части ст. 82 УК с направ­лением дел в СКАУ для рассмотрения тройкой ПП ОГПУ.
Примечание: Если побег сопровождался подговором, аги­тацией, призывом к групповому оставлению поселка, применением насилия, проявлением бандитизма или других уголовно наказуемых деяний, совершенных во время или после побега, квалифицировать по совокупности соответствующих ст. УК, с обоснованным оформлением всех этих обстоятельств для привлечения виновных по соответствующим ст. УК.
5. Под действие вышеупомянутого п. 4 подпадают все кулаки второй категории (мужчины и женщины) в возра­сте от 18 лет и старше, кроме категорий и исключений, предусмотренных ниже (п. 6, 7).
ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБРАТНОМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ В МЕСТА РАССЕЛЕНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ К НИМ УГОЛОВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
6. В изъятие из п. 5-го настоящей инструкции не при­меняется уголовное преследование в отношении следу­ющих категорий расселенцев, бежавших с места высылки (одиночно или в составе семьи) и подлежащих лишь обратному возвращению, после надлежащего устройства
206
в хозяйственном отношении их глав, оставшихся в местах расселения:
а) совершенно нетрудоспособных (стариков, старух, инвалидов); б) женщин с малолетними детьми в возрасте до 12 лет; в) лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Примечание: В отношении этих категорий местными сельсо­ветами при наличии явной практической нецелесообразности возвра­щения их на места расселения могут, в изъятие из п. 6-го, в зависимости от конкретных обстоятельств дела выноситься постановления об остав­лении на месте с последующим утверждением этих постановлений РИКами.
КАТЕГОРИЯ ЛИЦ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАЩЕНИЮ ПОСЛЕ ПОБЕГА К МЕСТУ ВЫСЫЛКИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ К УГОЛОВНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
7. Не подлежат возвращению к месту высылки и вместе с тем не подлежат уголовному преследованию следующие категории расселенцев, бежавших с мест расселения:
а) дети до 14-летнего возраста при несогласии их сле­довать с родителями (при групповом бегстве);
б) жены кулаков, выходившие замуж из батрацко-бедняцких семей в силу их экономической зависимости от кулаков и прожившие с ними не больше 2 лет при наличии категорического заявления о нежелании жить с мужьями-кулаками.
8. Конфискованное имущество во всех случаях возвра­щению бежавшим не подлежит. Возвращается лишь иму­щество лиц, восстановленных местными комиссиями go утверждению краевой комиссии по пересмотру лишенцев .
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 208— 208об. Заверенная копия
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ КУЛАКОВ 2-Й КАТЕГОРИИ НА СЕВЕРЕ
19 августа 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. Сибкрайздрав
Присутствуют: ПП ОГПУ — Помялов и Булатов Сибздрав — Толстунова СибРПУ — Никитин КрайЗУ — Меркулов
_
Подпись под документом отсутствует.
207
Сибпрокуратура...* СКАУ — Конопелько
Повестка дня:
Доклад о состоянии Кулайской комендатуры. Слушали:
Тов. Белокобыльский. Комиссия по обследованию Ку­лайской комендатуры и расселенных кулаков установила: высланные кулаки расселены по реке Ягыл-Яг за боло­тами, от последнего населенного пункта Тарского района хутор Каун 70 с лишним км, а именно — построенная база, не доходя до р. Большой Кулайки 12 км, где должна была бы быть построена по первому указанию, фак­тически же она построена на устье реки Пулцис, вливаю­щейся в р. Ягыл^Ягу. Расселенные кулаки на правом берегу р. Ягыл-Яг 18 поселков и по левому — 4. Пос­ледние весьма на низком месте, в момент весеннего разлива воды заливаются, требуют переброски на другие более сухие места. Постройка произведена: рыбачьи или охотничьи избушки без моху, прорезанные окна, но не застекленные ввиду отсутствия стекла, крыши отсутству­ют, забросаны кое-как березовой корой, полы деревянные имеются, но в очень^редких избушках, большинство пре­обладают земляные '
Почвенный слой по исследованиям на кислотность, по определению специалистом взятых проб по Люблинско­му, Борисовскому, Павлоградскому, Исилькульскому и Тарскому районам, по своему качеству пахотно-способ-ный слой и его горизонтов совершенно тождественны, пахотно-способный гумозный слой; а везде равен 2—3 сантиметрам, далее идет слой "а" подзолистого горизонта 5 сант. и постепенно переходит в бурую водонепроницае­мую комковую бесструктурную массу, доходящую глу­биной до 1—1,5 метра и переходящую в слой сизо-сине­ватой массы. Установлено, что растительные вещества в виду покрытия их мхом по всему пространству и большо­го присутствия влаги не превращаются в перегнойный слой, почва, организовавшаяся под моховым покровом, также подвергнута постепенному вымыванию и второй слой является абсолютно бесплодным, что показывает из наблюдения огородных культур, овса, если последние посажены на этом слое, таким образом, почвы слишком
„^Фамилия не указана. Так в тексте.
208
слабы и требуют больших капиталовложений при приме­нении сельского хозяйства, а также и больших раскорче­вок стоимостью от 150 до 200 рублей за га, что при длительной и усиленной разработке (раскорчевке) будет получена бесплодная почва, не оправдывающая сельского хозяйства. Всего по приблизительному подсчету возвы­шенных мест на протяжении всех расселенных пунктов, начиная от базы и кончая самым далеким кулацким выселком Ново-Омского района, на расстоянии 10 км с трудом можно будет насчитать чуть-чуть возвышенных мест 2500 га, остальная часть местности заболоченная и покрыта моховыми рямовыми болотами.
По обследовании произрастающих сельскохозяйствен­ных культур при местах поселения в районах установле­ны (по прилагаемому гербарию) следующие общие недо­статки в росте растений, задержкафв росте на землях, взятых поверхностях вторым слоем , полная закупорка почвы путем образования водонепроницаемой корки; ус­тановлено более благополучное произрастание льна, сброшенного по верхнему перегнойному слою, и овса на нальмах, на вспаханных почвах произрастания огородных и сельскохозяйственных культур, как то: капусты, брюк­вы, моркови, табака и остальных, становились на раз­витии первых листов, а редис вообще не дает совершенно корнеплода, переходит сразу в чахлый слой, стебель кар­тофеля слишком тонкий, вообще вид растения чахлый, желтый, с предпосылками на гибель.
Торфяно-перегнойных гумозных залежей, возможных для внесения в почву для ее разжижения и удобрения, не обнаружено. И таким путем, почвенный слой, по заклю-, чению специалиста и очевидностей комиссии, для за­нятия сельским хозяйством, без больших капиталовло­жений для мелиоративного удобрения не подходящий. Кроме того, та имевшая залесенность, которую мы на­блюдали по нашему подсчету в среднем на один гектар приходится от 1,5 до 2 тысяч корней. Лес в большинстве преобладает — береза и осина от 45 до 60 лет возраста.
Климатические условия — в момент нашего при­бытия на базу и пребывания там до 16 июля включитель­но наблюдением установлено: [в ] утренние зори темпера­тура доходила до 0°, было несколько инеев, почва в низких местах и до сих пор промерзшая, протаяла не более 1—1,5 метра, а отсюда и получается, что занимать­ся сельским хозяйством при условиях таких климати­
Так в тексте.
209
ческих данных, учитывая вышеизложенные и приведен­ные факты, слабое произрастание огородных овощей, большую затрату рабочей силы на раскорчевку леса и т.д. хозяйственно не целесообразно.
Побочные промыслы — заниматься охотой, рыбной ловлей, звероловством, добыванием орехов, грибов и дру­гих ягод, кроме черемухи, за отсутствием таковых нет никакого основания. Черемухи по берегу реки Ягыл-Яг достаточно. Кроме того, можно заниматься выгонкой дег­тя, корня березового достаточно, но в силу отсутствия гужевых и водных путей в летнее время транспорти­рование в летнее время совершенно невозможно.
К расселению кулаков предназначалось И 600, а на место прибыл 8891 человек, сбежали — 6622 человека, померло — 80 человек, освобождены — 208 человек и осталось на месте к моменту обследования — 1607 чело­век. Оставшиеся кулаки из себя представляют старые, малые, больные и те, которые предполагают, что они должны будут быть освобождены, на что имеют сведения о восстановлении их в правах голоса.
Оставшиеся на месте кулаки, из нашего наблюдения и данных заключений медицинского фельдшера, находив­шегося в комиссии, видно, что заболеваемость доходит до 80 % населения, болезнь преобладает желтизна, опухо­ли, дезинтерия и т.д.
* Смертность их до июля месяца было 80 случаев, с июля, по данным словесным сведениям фельдшера, нача­ло усиленным темпом увеличиваться.
Медицинское обслуживание недостаточно в силу того, что имеется только один фельдшер на всех высланных в Кулайскую комендатуру, в силу чего он не имел возмож­ности частных выездов по расселенным кулакам, а выезд был всего только один, больные в большинстве случаев приходят в амбулаторию и совершенно больные прино­сятся, медикаменты выдаются за деньги.
Продовольствие* До 1 мая получали по 15 фунтов на члена семьи и 30 фунтов муки на главу семьи . С 1 мая и по сие время за отсутствием муки получают немолотую рожь, мельницы основной не имеют, а имеются ручные, большинство набитые из чугуна вместо жернова мель­ницы, на которых и производится размол самими же кулаками. Ввиду малоколичественного получаемого пай­ка для увеличения мешают в муку всевозможные травя-
*
210
Так в тексте.
ные и древесинные суррогаты. Приварка никакого нет. Вместо чая употребляют березовые перегнившие шишки.
На 15 июля натурфонда, т.е. ржи, было 1332 центнера и овса 405 цент, при такой норме, какую выдавали в момент нашего обследования, хватит на 7—8 месяцев.
Фураж — с момента заброски кулаков сена совершен­но не было, а был доставлен один только овес, которого выдавали на каждую лошадь по 5 фунтов, кормили лоша­дей, раскапывая снег, собирали листы. Комендатура же имела часть сена. В данный момент осталось кулацких лошадей 333, а было приведено 2254 штуки, пало — 877, с бежавшими кулаками уведено — 895. Оставшиеся ло­шади в полном смысле к работе в виду их истощения в весенний и зимний периоды и до сих пор не достаточно исправились. Имевшиеся лошади в комендатуре 50 штук за отсутствием питательных трав поддерживаются овсом.
Административное обслуживание — административ­но-хозяйственное обслуживание, имея в виду разбросан­ность на 40 км от базы, кулацкие хозяйства имевшимся штатом в 16 человек вахтеров в полном смысле не охва­тываются. Кулацкие поселки предоставлены в распоря­жение старших, назначенных комендатурой из кулаков; некоторые благодаря непровереннскути их мало к той работе, которая на них возлагается, мало комендатуре помогает, а наоборот, есть такие случаи, что вместо того, чтобы задерживать бегущих кулаков, сами совместно с ними организованным путем уходят в Тевризский район; совершенно отсутствует какой бы то ни был учет кулац­кого населения, даже не известно о родившихся и уми­рающих, записей актов гражданского состояния коменда­турой совершенно не ведется, а также и не ведется учета оставленного бежавшими кулаками имущества.
Из 877 павших кулацких лошадей подобраны кожи и свезены на базу, приблизительно 300—350 штук, осталь­ные заброшены.
Совершенно отсутствуют правила внутреннего распо­рядка для кулаков, с кулаками собраний каких-либо, в смысле чем они должны заниматься, не проводились, а имевшиеся попытки со стороны кулаков организовать рыбную ловлю вниз по реке Ягыл-Яг на 150—200 км, а также и заниматься посевом с целью выезда за болота в Тарский район комендатурой воспрещались. Были случаи в момент бегства кулачества, комендатурой задержи­вались до 500 человек бежавших кулацких хозяйств, в
211
связи с их неподчинением возвращаться работниками комендатуры принимались репрессивные меры.
Разработкой и раскорчевкой земли земельных уча­стков кулачество совершенно не занималось, а также и не занималось расчисткой дорог, настилом мостов меж­ду своими поселками, не говоря уже о связи с районом.
Бежавшее кулачество из-за болот и проявлении их в распухшем и пожелтевшем видом среди населения Тар-ского района и вообще среди тех районов, в которых оно появилось, вело живую агитацию, что, полагаю, ни для советской власти, ни для партии не полезно.
Расселение кулаков, в силу недопонимания хозяйст­венного их устройства комендатурой, было предоставлено места к расселению, которые совершенно, как,выше было указано, 4 района не пригодные к жилищу . На осно­вании вышеизложенного, имея в виду, что заниматься сельским хозяйством потребуется большая затрата средств (раскорчевка, мелиорация и т.д.), климатические условия и не весьма подходящий почвенный слой (за­ниматься сельским хозяйством невозможно будет, хозяй­ственно нецелесообразно) и имея в виду большой про­цент, как 85 % заболеваемости населения, комиссия по­лагала дальнейшее пребывание кулаков на расселенном в данный момент месте невозможным, для более хозяйст­венного использования считала бы необходимым все ку­лацкие хозяйства перевести в другое, более подходящее для занятия сельским хозяйством место.
По докладу комиссии на фракции Омского окружного исполнительного комитета было вынесено решение: кула­ков с расселенного в данный момент места не выселять, а представить им возможность самовольно выбирать места вниз по реке Ягыл-Яг вплоть до Васюгана. Имевшиеся в данный момент наличный штат комендатуры в связи с его переутомленностью и истрепанностью нервов требует не­медленной его замены, а также и самого коменданта более хозяйственного и политически выгодного.
Тов. Мыльников. Оставить или не оставлять в Васю-ганском районе поселенных кулаков, этот вопрос сейчас должна решить краевая комиссия. При разрешении этого вопроса необходимо учесть то, что в это переселение вложены средства, следовательно, надо принять во вни­мание, сколько придется вложить еще, а отсюда учесть возможность переселения и то извлечение средств, кото­рые вложены. Комиссии надо учесть, что в летнее время
Так в тексте.
212
там дорог нет, забросить туда что-либо для оборудования, а также продукты питания, которые уже отгружены, будут лежать до зимних дорог. Ясно, что в продолжении предстоящей зимы они не подготовятся и их придется снабжать, а это, безусловно, нам не выгодно. Вопрос об их побеге с места и по пути следования сам говорит за себя, что это, как следствие непримиримости, и охрана в 20 человек, конечно, была бессильна бороться с этим, из этого можно вынести как опыт, что комендатуру надо строить не в форме одного администрирования, а в форме хозяйственного руководства поселением, что до некото­рой степени могло иметь лучшее положение. Фракция ОмОИКа, вынося свое решение, имела в виду, что, воз­можно, не на этом месте осели высланные кулаки, и сказала, что они могут расселиться там же вглубь.
При хозрешении этого вопроса необходимо учесть и то, насколько политически выгодно сейчас переселение их в другое место, т.е. они строят свое бегство на невоз­можности обжития мест.
Тов. Никитин. У меня создавалось мнение, что они осели не на своем месте, верстах в 150—200, и сейчас они находятся в том месте, где ничем нельзя заниматься. На местах комендатуры ничем не занимаются, бездейст­вуют, а в лучших случаях занимаются голым адми­нистрированием. Кулаки хозяйственно не устроены, бе­гут. Сейчас надо немедленно посмотреть, что делается в комендатурах. Найти занятие кулакам, и побеги зна­чительно сократятся. В отношении кулачества, то таковое надо продвинуть на свое место.
Тов. Меркулов. По-моему, они сидят не на месте и их нужно довести на место, если Ставить там, то мы их оставим на верную гибель. Сейчас надо срочно заняться подбором хорошего руководящего состава с таким расче­том, чтобы там занимались не голым администрирова­нием, а хозяйственным устройством.
Тов. Булатов. С заключением комиссии, обследовав­шей Кулайскую комендатуру, не согласен в той части, что их надо перевести немедленно южнее, и что они бегут оттуда из-за голодного пайка. По-нашему, они оттуда бегут из-за нежелания осваивать эти места и непри­миримости. Фракция ОмОИКа постановила возразить против их поселений на Туе и возможности их пересе­ления вглубь. А переводить их на юг это было бы сейчас очень нелепым.
213
Тов.* Я думаю, что совершенно верно их не выводить оттуда, а нужно продвинуть вглубь, немедленно нужно поставить вопрос о подборе личного состава комендатуры.
Тов. Толстунова. Я также согласна с тем, что их переводить не следует; нужно продвинуть вниз по Ягыл-Ягу, где более благоприятные климатические условия. Судя по донесениям фельдшера, положение с заболевае­мостью там неблагополучно.
Тов. Конопелько. Зачитывает постановление прави­тельства, в котором отмечается неподготовленность си­бирских организаций к устройству и снабжению кулаков в эту зиму. Считает, что этот вопрос должен рассмат­риваться не под углом зрения РПУ, которое ничем не занимается в части изыскания мест и не указавши ни одного места поселения. Считаю, что РПУ безответствен­но подходит к этому вопросу, результат хозяйственного устройства — побеги, бандитизм и т.д. Наше решение должно быть сведено к тому, что сейчас нам некогда переселять на Кулае, сейчас там осталось 1607 человек, которых вниз перебросить нельзя. Надо срочно дать питание детям. Говорить сейчас о каком-либо их обосно­вании, постройках и т.д. невозможно. Считаю необ­ходимым немедленно провести мероприятия, которыми можно было бы обеспечить посев и т.д., по-моему комен­датуру эту надо закрыть и РПУ поручить найти место поселения. Место кулацкой комендатуры признать негод­ным. Надо обязать РПУ об отводе места с возможным сельскохозяйственным освоением. В части обеспечения продовольствием и т.д. В части личного состава коменда­тур, куда нужно подобрать людей с хозяйственными способностями, надо просить крайком об укомплекто­вании, крайздраву принять меры к надлежащему медицинскому обслуживанию.
Тов. Помялов. Ликвидировать комендатуру не следу­ет, освежить ее состав, начать хозустройство, оценку местности пока не производить, акт комиссии весьма односторонен, не указывает положительных фактов этой местности, обязать РПУ и СКАУ продвинуть их дальше к месту указанного поселения. Срочно продвинуть детский паек, бежавшие 6600 человек пересылать не следует, часть их использовать на промышленных работах, часть использовать их на внешних работах в округе, а если переселить, то они опять будут бежать.
*
В документе фамилия не указана.
214
Тов. Меркулов* Предлагаю сформировать отряд от РПУ и СКАУ по изысканию места поселения. Постановили:
1. Обязать РПУ и СКАУ немедленно организовать и послать специальные экспедиции в районы Кулайской комендатуры для отвода мест поселения и организации на месте благоустройства Кулайской комендатуры с таким расчетом, чтобы эта группа закончила свою работу не позднее 1-го сентября 1930 г.
2. Обязать Сибкрайсоюз немедленно забросить про­дукты продовольствия (муку, соль), детское питание.
3. Поручить командированному отряду по прибытии в Кулайскую комендатуру максимально организовать и развернуть сборы ягод, орехов и бересты и т.д., а также дегтекурение.
4. Имея в виду особо сложные условия работы в мес­тах расселения кулаков второй категории, просить край­ком ВКП(б) назначить коменданта Кулайской коменда­туры, могущего справиться с задачами хозяйственного уст­ройства спецпереселенцев. Кроме того, также назначить соответствующих тт. в Галкинскую, Шерстобитовскую и Зачулымскую комендатуры на должность комендантов.
5. Обязать Сибздрав немедленно обеспечить Кулай­скую комендатуру надлежащим медобслуживанием.
Председатель комиссии КОНОПЕЛЬКО
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 215— 220. Копия
ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ В КРАЙИСПОЛКОМЕ О ПЛАНЕ УСТРОЙСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛАКОВ
11 сентября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Присутствуют: Грядинский, Рещиков, Заковский, Вет­ров, Бурмистров, Зуев, Скрипко и Маймин.
Слушали: Сообщение тт. Скрипко и Заковского о состоянии устройства и использования кулаков в крае.
Постановили:
1. Признать необходимым кулацкие хозяйства, уже расселенные в северных районах и осевшие на землю,
215
оставить в районах расселения и обеспечить развитие их сельского и промыслового хозяйства.
2. Кулацкие хозяйства, расселенные в местах, невоз­можных для сельскохозяйственного освоения, а также кулаков, вновь прибывающих из европейской части Сою­за, направлять в северные районы для использования в первую очередь по линии хоз. организаций (Лестрест, Комсеверопуть и др.). Поручить тов. Скрипко совместно с хозяйственными организациями установить конкретные районы и пункты такого заселения.
3. Признать необходимым при этом такое хозяйствен­ное устройство кулаков в районах работы хоз. орга­низаций, которое обеспечило бы прочное заселение и оседлость кулаков с образованием постоянных рабочих кулацких поселков. Поручить т. Скрипко совместно с хозяйственными организациями разработать организа­ционные и хозяйственные мероприятия, обеспечивающие выполнение этой задачи.
4. Признать необходимым полное использование для хоз. устройства кулаков всех отпущенных центром на эту цель кредитов, возбудив перед НКФ ходатайство о прод­лении действия этих кредитов. Поручить тт. Скрипко и Маймину в двухдневный срок наметить план и порядок использования имеющихся кредитов.
5. Отмечая массовые случаи бегства кулаков с мест расселения и с работ хоз. организаций (Лестреста, сплава и пр.), поручить:
а) крайпрокурору привлечь к ответственности лиц, допустивших такие условия для работы кулаков, которые повлекли их бегство с лесозаготовок, сплава и др. работ (невыдача зарплаты, продовольствия, снабжения, плохая охрана и пр.);
б) предложить ПП ОГПУ и СКАУ принять решитель­ные меры по борьбе с бегством кулаков с мест расселения.
6. Предложить ПП ОГПУ и СКАУ произвести провер­ку личного состава кулацких комендатур и устранить из них ненадежный и политически негодный элемент.
7. Поручить СКАУ произвести на основе вышеуказан­ных дирек1*ив заблаговременную подготовку приема ку­лацких хозяйств, имеющих прибыть из европейской час­ти Союза.
8. Кулаков, расселенных в Галкинской комендатуре, оставить на месте.
9. В отношении кулаков 3-й категории признать необ­ходимым привлечение их на работы по лесозаготовкам, сплаву и в пром. предприятиях лишь в порядке труд­
216
повинности и лишь в районах, прилегающих к месту работы (не допуская дальних перевозок по краю), уста­новив определенный радиус привлечения. Кулаков 3-й категории, уже работающих на предприятиях или следу­ющих на них, оставить на работе. Поручить прокурору расследовать все случаи перегибов и неправильностей, допущенных при этой мобилизации, и освободить всех неправильно мобилизованных.
Председатель Западно-Сибирского
крайисполкома ГРЯДИНСКИЙ
Секретарь крайисполкома ВЕТРОВ
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 76—77. Подлинник
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КРАЙАДМУПРАВЛЕНИЯ О СТАЦИОНАРНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
17 сентября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. В Западно-Сибирский край­исполком
В соответствии с постановлением совещания ЗСКИК от 11 сентября сего года представляется схематический план расселения и стационарного закрепления спецпере­селенцев, разработанный при участии Лестреста и То­мского леспромхоза.
Согласно плану, закрепляются на месте:
а) комендатуры, имеющие земледельческий уклон и предпосылки занятия подсобным промыслом с ближай­шей перспективой лесоразработок (Шерстобитовская, Галкинская, Чаинская, Тегульдетская, Шегарская);
б) комендатуры горно-приисковые, с основным укло­ном разработки рудников "Союззолото", с подсобным занятием — огородничеством (Ольховка, Артемовский рудник бывш. Минусинского округа, Сарала Хакасского окр., Центральный рудник быв. Ачинского округа).
Переводятся на новое место:
а) Кулайская, с реки Ягыл-Яг на реку Шиш Знамен­ского района (90 км от Тары) для закрепления на рабо­тах Лестреста, с возможностью земледелия и огородничес­
217
тва в пределах домашних потребностей;
б) в район реки Чулыма, Оби (село Молчанова, Кри-вошеино, Кортинское, Могочино — Обь; Туделеково, пос. Юльский, Тургайский, р-н Зырянки — Чулым) сос­редоточивается 1845 одиночек, 977 хозяйств, с возра­станием населения до 15 тыс. человек, с прибытием семей (с запада);
в) в северный район — Нарым, Каргасок, Тымы, сосредоточивается 1170 одиночек, 36 хозяйств, увели­чивающихся с прибытием с запада семей до 4824 чело­век;
г) в район реки Яя на лесосплавные работы Востокуг-ля — 624 одиночки с увеличением по прибытии семей до 2426 человек (временно сосредоточивается на сплавных работах в Кузнецке, Кольчугино).
Для укомплектования этих районов снимаются:
а) 1070 человек с новостройки (Томск, принимаются
отСибУЛОНа);
б) 875 человек, 36 хозяйств, 300 лошадей с сов­хоза "Скотовод" Ачинского округа (Тисульский район);
в) 244 человека с кирпзавода СибУЛОНа в Кузнец­ке;
г) 380 человек в Мариинске, прибывшие из Мартайги (рудник "Союззолото"), принимаемые от СибУЛОНа;
д) 380 человек в Томске, снимаемые с работ Госпара, Промсоюза;
е) 295 человек с Комбайнстроя (прибывшие из Тасе-евской комендатуры);
ж) 108 человек с кирпзаводов Новосибирска (перебро­шены из Томского совхоза);
з) 500 человек с Чаи, Галки, находящихся на времен­ных работах в Чулымском бассейне;
и) остальная масса — работающие в данное время в Томском леспромхозе, сосредоточиваются на 5—8 участ­ках (вместо 30), объединяемых 2 комендатурами (Молча-новской, Новокусковской).
Сосредоточение и переброска с работ будет произ­водиться в увязке с Лестрестом, леспромхозом, лесозаво­дами, предприятиями, где работают спецпереселенцы, с учетом степени необходимости переброски в тот или иной срок. В первую очередь снимаются одиночки с оканчива­ющихся работ. Семьи сибирских кулаков перебрасывают­ся эшелонами (частично вместе с ними, частично вслед) и расселяются в приготовленных бараках вместе со свои­
218
ми главами. Ввиду недостаточной готовности Лестреста основная масса семей будет размещена временно в бли­жайших поселках с возможностью использования их тру­да в течение круглого года.
Частично постройка жилдомов начнется сразу. В основном она развернется с весны 1931 года, закон­чится в июне месяце. Все это обусловлено соответству­ющим договором с Лестрестом. В основном операция должна закончиться к концу навигации 25—30 октября сего года.
Проведение столь сложной операции в условиях на­ступающей зимы требует форсированных темпов. Переб­роска должна начаться 20—25 сентября. Поэтому ор­ганизационная готовность и принципиальное разрешение вопроса должны иметь место сейчас же. В противном случае не исключается возможность повторения бедст­вий, перенесенных в прошлом году, усугубленных перс­пективой надвигающейся зимы (массовые побеги, детская смертность, понижение работоспособности, срыв всей операции).
В частности, необходимо срочное разрешение следу­ющих вопросов:
а) снабжения спецпереселенцев одеждой, в особен­ности обувью, т.к. подавляющее большинство переселяе­мых кулаков и их семей в данное время не имеют сапог, пимов, рубах и т.п. Необходимо забросить лапти и хотя бы самое необходимое из одежды.
б) использование фондов на жилстроительство для спецпереселенцев, т.к., по имеющимся в ЗСКАУ све­дениям, РИКи до сих пор этих средств не использовали по прямому назначению (есть случаи обращения на дру­гие нужды). Нахождение этих кредитов в состоянии неко­торой неопределенности и отсутствие обязательств пост­ройки домов к определенному сроку со стороны кого бы то ни было оттягивают реализацию кредитов, ставят под угрозу осуществление жилстроительства соответственно намечаемому плану.
в) подготовка помещений для прибывающих с запада семей спецпереселенцев. Так как направление непосред­ственно в адреса глав сразу будет делом невозможным, то возникает необходимость создания временных распреде­лителей общей емкостью на 10—15 тыс. человек. Местом этих распределителей очевидно должны быть: Омск (скрещивание магистралей Челябинск — Сведловск), Томск — место нахождения ближайших районов боль­шинства расселенцев.
219
Для разрешения всех вопросов, связанных с Томской операцией, предполагается назначение специальной ко­миссии из представителей ЗСКАУ, Лестреста, крайземуп-равления и местных органов для уточнения плана и разрешения всех возникающих вопросов на месте.
Для вывода Кулайской комендатуры назначается ко­миссия распоряжением ЗСКАУ (участвуют Лестрест, Та­ра, Знаменский РИК).
Продовольственный вопрос разрешается переадресо­ванием грузов, направленных в комендатуры по прежним разнарядкам, согласно новой дислокации. Дополнитель­ных фондов не потребуется. Вопрос этот проработан на состоявшемся 13-го сентября совещании представителей соответствующих ведомств.
Просьба утвердить прилагаемый план, разрешить поставленные вопросы, обязать все ведомства оказы­вать необходимое содействие в проведении данной опе­рации.
Начальник Запсибкрайадмуправления        СКРИПКО Начальник комендантского отдела ДОЛГИХ
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 71-72об. Подлинник
ИНСТРУКЦИЯ ОГПУ ПО БОРЬБЕ С ПОБЕГАМИ КУЛАКОВ ИЗ МЕСТ РАССЕЛЕНИЯ
8 октября 1930 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. Всем горотделениям, райотделениям и рай-уполномоченным ОГПУ по Запсибкраю, Ха­касскому и Ойротскому облотделам, дорож­но-транспортным отделам Томской и Омской ж.д. Копия: крайадмуправление
В связи с расформированием окружных отделов ОГПУ вся работа по очищению деревни от беглого кулачества и ответственность за нее возлагается непосредственно на райаппараты57. Начальникам городских, районных отде­лений и райуполномоченным наряду с выполнением пов­седневных задач необходимо мобилизовать все внимание гласного и негласного аппарата на борьбу с бегством кулачества из мест расселения. Всех задержанных кула­
220
ков-одиночек, независимо от того, кем и где они были задержаны, направлять в ближайшие райаппараты ОГПУ для направления в Мариинский распределитель СибУЛОНа. Практически задержание кулаков и отправ­ка их в Мариинский распределитель СибУЛОНа про­изводится следующим образом:
на всех задержанных кулаков с семьями, одиночек или членов семей на месте задержания составляется акт о задержании, и с этим актом кулак (одиночка) направля­ется в райаппарат ОГПУ.
Райуполномоченный, в свою очередь, допросив задер­жанного (одиночку) по существу побега, составляет пос­тановление о направлении в Мариинский распределитель СибУЛОНа впредь до особого распоряжения, а арестован­ного вместе с копией постановления направляет в бли­жайший ИТД для отправки с первым отходящим этапом в Мариинск. Подлинник постановления с актом о задер­жании и протоколом допроса направлять в ПП ОГПУ по ЗСК для оформления заключения в концлагерь через тройку при ПП ОГПУ. Задержанных кулаков-одиночек обратно к месту расселения не направлять.
Кулаков, задержанных с семьями, передавать райад-мотделам для направления в Нарымский распределитель Западно-Сибирского адмуправления58. Отправка произ­водится средствами райадмотделов. Задержанных, бежав­ших из мест расселения, жен кулаков с детьми, членов семей, стариков, детей и т.д. передавать райадмотделам для направления по месту нахождения главы семьи или для водворения на прежнее место расселения.
Кулаков, бежавших не из мест расселения, а с места работ (в порядке использования 3-й категории), переда­вать адмотделам.
Всех кулаков, бежавших из мест расселения, проявля­ющих активную антисоветскую деятельность, арестовы­вать и привлекать по соответствующим статьям, направ­ляя следственные дела через сектор на рассмотрение в особую тройку при ПП ОГПУ.
Районы бывшего Омского округа (в силу особых ус­ловий) всех одиночек, так же как и семейных, передают райадмотделам.
Все районные, городские отделения и райуполно-моченные о борьбе с бегством отчисляются почтой пятидневными таблицами по прилагаемой при сем форме.
ПП ОГПУ категорически предлагает регулярней-шим образом высылать пятидневки о борьбе с бегством с
221
расчетом получения их в ПП — 1, 5, 10, 15, 20 и т.д. каждого месяца. В случае, если задержаний за пятиднев­ку не было, то доносить в ПП отношением "Задержаний за отчетную пятидневку не было".
За неточное исполнение настоящей директивы будут налагаться адм. взыскания.
Полномочный представитель ОГПУ по Запсибкраю
Начальник учетно-осведомительного отдела
Начальник 2-го отделения
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 88. За­веренная копия
ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФРАКЦИИ ВКП(б) ПРЕЗИДИУМА ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМА О ПОЛОЖЕНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
22 октября 1930 г.
СЕКРЕТНО
Слушали: 12. О расселении и устройстве спецпе­реселенцев (докладчик т. Конопелько).
Постановили: Признать совершенно неудов­летворительным состояние хозяйственного устройства, жилищного строительства, мед. обслуживания и товарно­го обеспечения спецпереселенцев, размещенных в комен­датурах СКАО, что продолжает иметь последствием мас­совое бегство спецпереселенцев и хозяйственное неосво­ение ими тех районов, куда они вселены, а также районов лесозаготовок, куда они направлены для использования по линии хозорганизации.
Отметить, что эти факты имели место вследствие недостаточной распорядительности и непринятия своевре­менных мер со стороны СКАО, Лестреста, Сибздрава и безучастия в этой работе СибЗУ. Помимо запоздалого и несвоевременного использования отпущенных центром средств на хозяйственное устройство и жилстроительство спецпереселенцев констатировать расходование фондов и
ЗАКОВСКИЙ
ЛУПЕКИН ЧИСТОВ
222
денежных средств не по прямому назначению (Сибкрай-союз, СибУЛОН, Ачинский ОИК).
Констатировать, что вместе с отмеченными выше не­дочетами в ходе этой операции частые и многочисленные переброски спецпереселенцев на хоз. работы и строитель­ство задержали и частично сорвали хозяйственное уст­ройство переселенцев в местах их вселения.
Фракция крайисполкома постановляет:
1. Предложить СКАО, Лестресту и соответствующим РИКам всемерно форсировать жилстроительство в местах вселения спецпереселенцев с использованием для этого всех полученных кредитов.
2. Обязать СибЗУ выделить по согласованию с СКАО землеустроительных работников для срочного проведения землеустройства на территории комендатур Шегарской, Тегульдетской и Кулайской.
3. Обязать СибЗУ и СКАО обеспечить землеустройст­вом и семенами (как хлебом, так и огородными культу­рами) все комендатуры, где расселены спецпереселенцы, для обеспечения посевной площади весной будущего года, достаточной для продовольственного снабжения всех за­брошенных туда контингентов.
4. Обязать крайснаб выделить в распоряжение СКАО минимально необходимое количество листового железа для устройства печей.
5. Предложить СКАО формировать организацию ку­старных промыслов и с.х. производств с заключением соответствующих договоров с хозяйственными и экспор­тирующими организациями (Сибохотсоюз, Сибпромсоюз, Сибторг).
Заключение и выполнение договоров возложить на комендантский отдел СКАО.
Предложить СКАО: выполнение заключаемых догово­ров осуществлять, как правило, путем передачи договор­ных заданий группам и артелям спецпереселенцев за их хозяйственной ответственностью за выполнение.
6. Обязать СКАО произвести в пределах открытых кредитов заготовку лошадей в местах, ближайших к раз­мещению спецпереселенцев, и лишь при невозможности всей заготовки в этих районах предложить СКАО за­ключить соответствующий договор с Сибмолживотновод-союзом, обязав последний выполнить этот договор в сроч­ном порядке.
Разрешить СКАО частично использовать закупаемых лошадей для доставки спецпереселенцев, прибывающих с
223
запада в районы хозяйственного устройства их, с остав­лением их в районах вселения по прибытии туда.
7. Принимая во внимание, что спецпереселенцы в ме­стах вселения абсолютно не обеспечены зимней одеждой и обувью, что угрожает нарастанием эпидемических за­болеваний и невозможностью их хоз. использования, просить правительственную комиссию т. Шмидта59 о не­медленном отпуске минимально необходимого количества теплой одежды и обуви, особенно для детей.
Обязать СКАО в суточный срок направить телеграф­ную заявку в Сибпредставительство^.
8. Обязать Сибмолживотноводство заключить договор со СКАО на срочную поставку ему минимально необ­ходимого (400—500) количества коров для обеспечения детского населения комендатур.
9. Обязать крайздрав срочно развернуть врачебно-фельдшерские участки с койками во всех комендатурах.
Оставшийся кредит в размере 139 тыс. руб., отпущен­ный центром из резервного фонда, передать Сибздраву для организации медпомощи в комендатурах.
10. Обязать СКАО обеспечить нетрудоспособные се­мьи спецпереселенцев продовольствием за счет фондов СКАО, поступающих ему в порядке отчислений от рабо­тающих на постройках кулаков.
11. Ввиду недостаточности отпущенной суммы на ор­ганизацию медпомощи на весь год установить определен­ный процент отчислений от фондов СКАО на допол­нительные расходы по медпомощи до конца года. Разме­ры процента ассигнований установить крайздраву и СКАО дополнительно.
12. Обязать Лестрест принять решительные и немед­ленные меры к обеспечению спецпереселенцев, работа­ющих на лесозаготовках, жильем, спецодеждой и продо­вольствием, а также принять меры к предотвращению в будущем году того бесхозяйственного использования спецпереселенцев, кое имело место для этого времени и что влекло к массовому бегству кулаков из районов лесо­заготовок.
За секретаря фракции ВКП(б)
крайисполкома ЗАЙЦЕВ
ГАНО, ф. 1353, оп. 3, д. 45, л. 354— 355. Заверенная копия
224
ДОКЛАД КОМЕНДАНТСКОГО ОТДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМА О ПОЛОЖЕНИИ РАССЕЛЕННЫХ В КОМЕНДАТУРАХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (с приложением)
25 февраля 1931 г.
СЕКРЕТНО.
Копия: ПП ОГПУ, ваковскому
Выселение кулачества в необжитые районы севера, перемешивание там с административно- и судебноссыль-ными и высланными61, задержка на работах хозорганами, разрыв с семьями, затруднения с продовольствием, посе­вами, жилстроительством и пр. при естественном анта­гонизме этих элементов создают довольно сложную об­становку, разрешение которой затрудняется отсутствием ясных перспектив системы дальнейшего управления. В связи с чем считаю необходимым обрисовать важнейшие моменты этой обстановки.
I. КОЛИЧЕСТВО, ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕБРОСОК
В данное время подавляющее большинство спецпере­селенцев размещено в районах: Чаинском, Каргасокском, Парабельском, Кривошеинском, Ново-Кусковском, Зы­рянском, Колпашевском, Сусловском, Баксинском, всего 8847 семей, 44 316 едоков, из них 2148 одиночек, к коим семьи еще не прибыли.
При малочисленности коренного населения в некото­рых районах спецпереселенцы стали уже преобладающим контингентом (Чаинский 131 %, Парабельский 98 %), в остальных количество их постоянно возрастает (в данное время в Сусловском 27,5 % коренного населения, Н [ово ]-Кусковском 14 %, Кривошеинском 9,4 %, Кол­пашевском 4,7 %, Каргасокском 17,8 %). Это обстоя­тельство диктует необходимость перенесения центра тя­жести политического внимания в эту сторону с соответст­вующей перестройкой самой структуры районного управ­ления.
Кроме этих компактных групп, размещенных на севе­ре, имеются группы спецпереселенцев в системе "Союз-золото": Саралинские прииски 3460 семей, Егоро-Са-лаирские (Краснинский р-н) 200 одиночек, в с. Таштып-ском 200 одиночек, Ольховке 225 семей.
8 Заказ № 175
225
В Сарале, Ольховке спецпереселенцы находились еще до возникновения ком. отдела. В остальные места забро­шены с санкции директивных органов. Наконец, третья группа — это спецпереселенцы из числа бежавших, вре­менно переданные, согласно предложениям ЗСКИК, на работы хозорганов: Сибжелдорстрой (Бочаты) 131 чел., Заобского лесничества (Новосибирск) 188 чел., Новоси­бирское Погрузбюро 50 чел., Кузнецкстрой 562 чел. Этих людей с началом навигационного периода предполагаем забросить в Александро-Ваховский район (1000 км к се­веру от Томска). Несомненно, что при попытках реализо­вать это решение мы встретим (и уже встречаем) резкое противодействие со стороны данных организаций.
Основной базой временной концентрации спецпересе­ленцев является Томский лагерь, через который всего прошло 20 000 человек, 15 000 переброшено, оставалось на 16/П с.г. 5000 чел., из них занято цэ работах 460, в том числе на лесозаготовках 280. Остальные нетрудоспо­собные (женщины, старики, дети, инвалиды).
II. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
По характеру размещения спецпереселенцев, как видно из вышеизложенного, можно разделить на четыре группы:
а) сельскохозяйственную (районы — Парабельский, Каргасокский, Сусловский, Баксинский);
б) лесную (работающих в системе леспрома) — райо­ны Кривошеинский, Зырянский, Ново-Кусковский, час­тично Колпашевский, Парабельский, Каргасокский;
в) горно-приисковую (работающих в системе "Союз-золото") в районах Ольховском, Курагинском, Краснинс-ком, Таштыпском;
г) строительную (занятую на работах в Кузнецкстрое, Желдорстрое, Погрузбюро, лесничестве г. Новосибирска).
Как показывают самые названия, уклон деятельности определяется характером размещения.
Наиболее сложной задачей последнего времени явля­лось соединение прибывших семей с их главами. Чрезвы­чайная разбросанность последних, условность нахожде­ния в ряде пунктов (Кузнецкстрой и проч.), сложность персонального учета в обстановке постоянных передви­жений создают огромные затруднения при разрешении этого вопроса и в целом, и в отношении отдельных семей. Положение усугубляется прибытием семей лиц, выслан­ных в Архангельск, Мурман, Усть-Сысольск, Соловки,
226
Вологду, Пермь и пр. (6675 чел.). Всего в неопределен­ном положении около 7500 чел. В основном же задача соединения семей с главами разрешена. В данное время все семьи находятся в зоне работ их глав (от 15 до 70 км), размещены преимущественно в деревнях, имеют ту или иную связь друг с другом. В отдельных комендату­рах (Тоя, Парбик и др.) живут совместно, размещаясь в бараках, построенных домиках, землянках и т.п.
Вопрос с жилстроительством является кардинальным. Можно определенно сказать, что, пока не будет жилищ, говорить о стационарном закреплении спецпереселенцев можно только относительно. В данное время около 40 % живут в отстроенных самими халупах, землянках, бара­ках и т.п. Наиболее обеспечены жилищами в Тегульдете, Кулае, Шегарке, отчасти Toe, Парбике, Галке. Хуже — в Могочинской, Кусковской, Шерстобитовской группах. Из стройматериалов острая нужда в железе. В земледель­ческих комендатурах дома возводятся хозяйствами непос­редственно. В лесных — выделены группы (15—20 % от работающих на лесозаготовках) для постройки "обез­личенных" домов, переходящих потом в собственность отдельных семей. По РИКам разассигновано на жил­строительство (превышаем кредит) 800 000 рублей, за­ключены соответствующие договоры, спецпереселенцам выдаются персональные ссуды. В связи с принятыми ме­рами наблюдается определенный перелом в сторону быс­трейшего возведения жилищ со стороны самого кулачест­ва. Если раньше оно смотрело на высылку как на времен­ное явление, то сейчас пришло к убеждению, что приде­тся жить "всерьез и надолго". Прежнее безразличное отношение сменилось довольно интенсивным стремлени­ем к захвату усадеб, формированию построек.
Этот перелом более определенно выражен у сибирских кулаков. Украинские в общем занимают выжидательную позицию и еще не потеряли надежды на перемену в своей судьбе. Приходится отметить, что в условиях севера, в особенности на лесных работах, украинцы приспособля­ются плохо. Вопрос их акклиматизирования, очевидно, не может разрешиться в течение одного-двух лет, а потребу­ет более длительного периода.
III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА РАБОТАХ
1. Спецпереселенцы. В соответствии с постановлением правительства и ЗСКИК в сентябре месяце 1930 г. большинство спецпереселенцев было брошено в предел
227
бывшей Томской губернии для колонизации севера и значительная часть (около 3500 чел. трудоспособных) размещена для работ в системе Лестреста .
Прочность закрепления спецпереселенцев на севере зависит в значительной мере от степени их хозяйственно­го устройства. Поэтому, казалось бы, что организации, в этом деле заинтересованные, в частности Лестрест, Зем-управление, рассматривали бы это дело под соответству­ющим углом зрения. Между тем Лестрест по всему на­правлению своей политики ограничивается эксплуата­цией рабсилы на "сегодняшний" день, совершенно не заботясь о том, что будет завтра. Непроизводство расче­тов в течение 2—3 месяцев, в отдельных случаях в течение 5—6 месяцев (Ново-Кусково, Зырянка), отсутствие элементарной помощи в инструментах, тягло­вой силе, технической помощи, полная заброшенность семей, находящихся до настоящего времени на иждивении комендатур, порождают естественное тяго­тение к бегству, снижению производительности труда. Если добавить сюда отсутствие спецодежды, неснабжае-мость промтоварами, то фактическое использование раб­силы в данных условиях, по донесениям комендантов, не превышает 50 % общего количества. Остальные лежат раздетыми на нарах, являясь обузой предприятий и ко­мендатур. Сама система работ поставлена так, что при отсутствии денежных выдач спецпереселенцы лишены возможности приобрести что-либо, не говоря уже о помо­щи семьям. Для урегулирования этого вопроса мы при­нуждены были взять на себя проработку до деталей сис­темы безналичных расчетов, принятой Лестрестом в гото­вом виде. Однако проведение в жизнь затирается бюрок­ратическими дебрями самого Лестреста и его филиалов. Положение здесь настолько напряженное, что мы при­нуждены определенно заявить, что при дальнейшем сох­ранении этой политики Лестрестом это приведет снова к массовым побегам, как и летом прошлого года. Для ха­рактеристики отношения к рабсиле можно привести Минусинский леспром (работает третья категория), где из 800 человек осталось только 225 и то разысканных нашим комендантом, а леспром не только не вел диффе­ренцированного учета, не говоря о классовой линии, но даже не знал, что в его системе работают кулаки.
Что касается крайЗУ, то нам потребовалось более 3 месяцев для того, чтобы принудить заняться нарезкой земельных участков на местах, несмотря на решение ЗСКИК (еще в октябре). В настоящее время заключен
228
договор, и из Томска от Земтреста поехали люди для производства землеустройства. Если раньше на местах что-либо и делалось, то отнвэдь не по "вине" крайЗУ, а скорее по инициативе райЗО, под напором наших комен­дантов. Не лучше дело обстоит с заброской всевозможных фондов. Большинство из них застревает в пути, перехва­тывается различными организациями, наконец, по при­бытии просто обезличивается в местах потребкоопера­циях.
Нам приходится тратить немало энергии и средств для продвижения этих вопросов. Несомненно, что отсутствие координирующей руки в этих вопросах вызовет в связи с ликвидацией комендантского отдела63 ряд серьезнейших недоразумений.
В отношении сельскохозяйственных комендатур нами намечены перспективы обжития и разработаны производ­ственные планы с уклоном на полеводство и животновод­ство, последнее при наличии заливных лугов имеет опре­деленную будущность. В отношении промышленных ко­мендатур нами берется установка на огородные культу­ры, посевы по 1/2 га на семью, с основным переклю­чением на работы массового характера (лесозаготовки и проч.).
В несколько особых условиях находятся спецпересе­ленцы в Томском лагере. Основное назначение последне­го — направлять и распределять по комендатурам при­бывшие семьи и бежавших одиночек. Передача на работы хозорганов здесь производится лишь "попутно", впредь до определения маршрута и отправки в комендатуры, и, естественно, что это не вполне совпадает с планами хозяйственников, претендующих на использование кула­ков, вне зависимости от их основного назначения. Поэто­му претензии хозяйственников, в частности Лестреста, Госречфлота и др., мы рассматриваем как требования частного порядка, идущие вразрез с общей политикой в этом вопросе. В данное время на работах хозорганов находится 460 человек, из них 280 чел. на лесозаготов­ках. По плану намечена выработка 19 ООО куб. метров.
Дальнейшие перспективы использования спецпересе­ленцев и их размещения нами предполагаются в следую­щем виде:
а) всех размещенных в северных комендатурах за­крепить на постоянное местожительство;
б) переброшенных недавно одиночек в систему "Со-юззолото": с Таштып, Егоро-Салаирские прииски — за­крепить, соединить с семьями. Таким образом, в горно­
229
приисковой группе с Саралой и Ольховкой будет четыре комендатуры;
в) временно работающих на Кузнецкстрое, Желдорст-рое (Бочаты), Заобском л [есничест ]ве, Погрузбюро снять и с началом навигационного периода забросить в Алек-сандро-Ваховский район.
Здесь, несомненно, мы встретим бурные протесты всех решительно организаций, в особенности Кузнецкстроя. Оставление в неопределенном положении этих людей, имеющих предназначения к высылке при наличии семей, находящихся в Томске на иждивении комендантского отдела, день ото дня становится затруднительней.
Остающиеся в Томском лагере 5000 человек предпо­лагаем распределить следующим образом: [в] Шер-стобитовскую комендатуру — 500 чел., Галкинскую — 2500, Тегульдетскую — 700, 1300 человек — в систему Лестреста (Обь, Чулым).
2. Третья категория. Параллельно с использованием спецпереселенцев ком. отделом в соответствии с дирек­тивами ЗСКИК была произведена мобилизация для важ­нейших работ кулаков 3-й категории, а позднее — тыло-ополченцев.
Первоначально было мобилизовано около 9000 чело­век, в данное время работает 3657 (при них же 1322 2-й категории), всего 4979 чел. Причины убыли: отпуск раз­детых в ноябре месяце — около 1000 чел., переключение на тылоополчение — около 1000 чел., побеги (главным образом с предприятий Лестреста, в частности, Минусинска — 600 чел., Каргата — 400 чел., всего око­ло 2,5 тыс человек). Остальное падает на отпущенных по болезни, восстановленных в избирательных правах и пр.
Пункты размещения видны из прилагаемой при сем дислокации. В данное время эти контингента довольно прочно обосновались в предприятиях, получили квали­фикацию, в отдельных случаях сделались "незамени­мыми". Сроки их пребывания неопределенны. Взяты они в августе — сентябре под знаком временности. В данное время необходимо разрешить вопрос об их дальнейшем оставлении на строительствах, т.к. снятие их в связи с острым дефицитом рабсилы, несомненно, отрицательно отзовется на темпах и вызовет решительные возражения всех строительных организаций, в особенности Кузнецк-строя, где работает около 2000 человек. От разрешения этого вопроса будут зависеть и планы некоторых строи­тельств, частично затронутая интересы посевкампании, определены формы дальнейшего администрирования.
230

No comments:

Post a Comment